Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Олмаз
 Заголовок сообщения: Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы
СообщениеДобавлено: 07 мар 2017, 16:15 
Кудесница
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 ноя 2013, 14:28
Предыдущее посещение: 24 ноя 2023, 18:54
Сообщения: 29887
Знак Зодиака:
Козерог
Откуда: Магіла Льва... Беларусь
Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают. Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить.

Изображение


Ваш голос открывает вас миру. Не только ваши мысли, но и то, что вы чувствуете и иногда не хотели бы показать. По нему о вас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к вам.

Эта тема возникла неожиданно. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: "Какой сегодня день. Не то слово". Интрига была в том, чтобы угадать интонацию. И вот одна из нас начинает: "Какой сегодня день", а остальные догадываются – ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: "Какой сегодня день. Не то слово" – и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали - фраза читалась с интонацией удивления.

Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду.

Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика нашей речи уже все сказала за нас. Музыка, скрывающаяся за словами. И если словами мы говорим одно, а интонацией – другое, поверят не словам, а ей.

Почему нас не слушают?
И осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Судя по всему, иногда он живет какой-то своей активной жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: "Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?"; "Не умею его контролировать – как только вижу мужчину, начинаю тараторить". "Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?" "Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю"...

Я спросила об этом психолога Валерию Агинскую. Она решила ответить вопросом на вопрос: "А знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?" По статистике – всего 7%. Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше – на 35% – за нас говорит наша интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания. Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни.

Это значит, что само звучание нашего голоса решает очень многое. Оттого-то и есть люди, которых "не слышат", "не слушают". Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится – или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом "здравствуйте" можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.

Почему мне не нравится мой голос?
Есть множество людей, которым не нравится собственный голос, особенно в записи. А знаете почему? Мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя "изнутри собственного тела" со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость, и правильно не нравится! Потому что это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными. Но сам наш голос как пленник – если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.

Многие хотят что-то в своем голосе изменить: сделать более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы ваш природный голос, такой как есть, звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться вам глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы. Но голос настолько уникален, что в течение жизни он остается таким, каким он нам дан природой. Как в "12 стульях" Ильфа и Петрова: "Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы".

"Если подойти к роялю, можно найти свою ноту – именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, – говорит Валерия Агинская. – Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над "спасением", освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу полетность, звонкость, глубину, певучесть вполне возможно".

Что сообщает о нас голос? Как легче говорить?

Интонация
Здесь нужно сознательно себя контролировать. Если вам предстоит говорить на публике – обязательно продумайте, с какой интонацией вы будете произносить свои слова. Даже прекрасно написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно. Иногда совершенно разумные идеи и предложения могут отклонить и начать с вами спорить, потому что вы подали их с интонацией всезнайки, приказным и требовательным тоном.

Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно "ваше", станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.

Темп и ритм
Кто-то делает долгие паузы; речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.

Что такое, если вдуматься, темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм – ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит нашу торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.

Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом – подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.

Дикция и артикуляция
Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека - вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в "Гарри Поттере". Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.

Громкость и высота
Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос.

Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу "дотянуться" до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.


Позвольте себе быть заметным!
Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше "мышиное дыхание", если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.

Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох – и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.

Громкий и звучный голос – это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Они же являются и психологическими. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?

КАК СНЯТЬ ГОЛОСОВЫЕ ЗАЖИМЫ


Зажим № 1. Сжатые челюсти
Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить свои проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, – чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки "а-о-у". Послушайте, как свободно они теперь звучат.

Зажим № 2. Сдавленная гортань
Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком.

Лучшее упражнение для этого – просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.

И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос.

Еще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, – смех. Но не простой. Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими "йогами"? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. Особенный эффект произвел У многих уже текли слезы и не хотелось останавливаться… Вот такой "смех по заказу" снимает зажимы гортани.

Зажим № 3. Губы
Зажим возникает от нашей привычки "улыбаться из вежливости". От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским.

А слушать его неприятно по той причине, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он напрягая гортань или сжимая губы.

Не зря Фридрих Ницше сказал: "Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, – короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…"


Источник

_________________
Изображение
Огонь изменяет нас. Воздух движет нами.
Вода формирует нас. Земля исцеляет. Дух ведёт нас.
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron