Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Олмаз
 Заголовок сообщения: Архетип под прицелом
СообщениеДобавлено: 15 июл 2018, 15:22 
Кудесница
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 ноя 2013, 14:28
Предыдущее посещение: Сегодня, 07:05
Сообщения: 29723
Знак Зодиака:
Козерог
Откуда: Магіла Льва... Беларусь
Архетип под прицелом


Слово "архетип" звучит загадочно и чарующе. Представляется что-то невозможное и запредельное, логически необъяснимое. В целом ассоциации недалеко ушли от истины - архетип невозможно рассчитать как уравнение или провести над ним эксперимент и вывести точную формулу. Но все же эта сфера неплохо освещена в юнгианстве и является фундаментом направления.

Изображение


Не буду вдаваться в подробности истории вопроса, но сам Юнг определял архетип как "изначальные образы - наиболее древние и наиболее всеобщие мыслеформы человечества". И далее: "…спрятанное сокровище, из которого всегда черпало человечество, из которого извлекло своих богов и демонов и все те убедительные и могущественные мысли, без которых человек перестает быть человеком"

Синонимы: первообразы, психические универсалии, психические доминанты, боги.

Основные черты архетипа:

- универсальность

- коллективность (вот где, оказывается процветает коммунизм — в бессознательном!)

- глубина

- автономность (Видишь архетип? Нет? А он есть!)

Воспользуюсь определением Э. Сэмуэлса, который характеризовал архетипы следующим образом:

"Архетип рассматривается как чисто формальное понятие, как скелет, который затем облекается в плоть с помощью образной системы, идей, мотивов и так далее. Архетипическая форма или модель наследуется, но содержание изменчиво, подвержено влияниям окружающей среды и историческим переменам"

Архетипы образуют сложную матрицу, которая проходит через фильтры сознания и превращается в культуру, повторяющиеся паттерны поведения, мифы, сказки и произведения искусства.

Общеизвестные архетипы: Мать, Отец, Трикстер, Ребенок, Герой, Возлюбленный и многие другие.

Изображение


Обобщая сказанное, мы можем отметить:
а) архетипическая структуры и модели - это кристаллизация опыта с течением времени
б) они сосредотачивают опыт в соответствии с врожденными схемами и санкционируют последующий опыт
в) образы, происходящие из архетипических структур, вовлекают нас в поиск аналогий в окружающем мире

Где живут архетипы?

Родиной наших слонов является коллективное бессознательное. То есть одновременно везде и нигде, поскольку бессознательное пощупать практически невозможно. Аналитик в роли проводника работает на стыке двух миров - реального и ирреального. География архетипов также распространяется на мифы, сказки и религиозные памятники.

Структура архетипов.

У архетипов есть своя иерархия (условная, конечно). Если идти от внешнего к внутреннему, двигаясь как бы по спирали, первым архетипом является Персона - та маска, которую мы демонстрируем обществу. За Персоной следует Тень - весь неинтегрированный, отрицаемый и неизвестный мир нашей личности. Эти два архетипа относятся к сфере личного бессознательного. Далее следуют архетипы души, несущие в себе частицу противоположного - анима и анимус. И наконец глубже всех обитают архетипы духа - самость и мудрые старик и старуха.

Изображение


Как работать с архетипом? А главное, зачем?

Работа с архетипом может вестись с разными целями. Например:

- для расширения кругозора

- для решения психологических проблем

- для самоопределения

- для реализации и раскрытия творческого потенциала

- для получения нуминозного опыта, то есть для соприкосновения с божественным.

Ничто не мешает делать это просто так, из любви к искусству.

Приведу основные варианты работы со сферой архетипического. Я бы разделила все способы на две большие группы:

— Способы, применяющиеся в терапии.

То есть это путь, лежащий через кабинет юнгианского аналитика и реализуемый в рамках личной или групповой терапии.

Плюсы: безопасность, эффективность, наличие надежного проводника-психопомпа, который поможет интегрировать полученный опыт.

Минусы: аналитику нужно платить деньги. В отличие от архетипов он смертен и нуждается в крове и пище.

— Самостоятельные способы работы.

Плюсы: простор для творчества и экспериментов, экономичность, бесценный опыт самостоятельной работы.

Минусы: опыт может стать сыном ошибок трудных, высок риск потеряться между мирами сознания и бессознательного, интеграция и усвоение материала могут идти непредсказуемо - например, через отыгрывание.

Важный нюанс: самостоятельная работа с архетипами может нести скорее культурологическую и философскую нагрузку, чем психологическую.

Изображение



Итак, методы работы с архетипами.

Способ 1. Анализ сновидений

Анализ сновидений - один из ключевых процессов юнгианской терапии. Это бесценный материал, раскрывающий портал в мир бессознательного. А там где бессознательное - там и архетипы. Практически к любому образу сновидения можно подобрать необходимые амплификации (то есть мифологические параллели) и вычленить архетипический компонент. То есть универсальный и вневременной. А следом предположить, какой архетипический сценарий сейчас актуален для вас, а главное - куда он ведет?


Способ 2. Анализ фантазий.

Есть у вас, например, мечта о большой любви. Поздравляю, вы в шаге от архетипа! Подробно распишите свою фантазию и попробуйте увидеть в ней не свою тайную мечту о принце, который придет и спасет, а нечто универсальное. Зачем вам принц? А относительно принца вы кто? Рапунцель, Белоснежка или Спящая Красавица? А, может, Принцесса-безручка?

Анализ фантазий напоминает нанизывание бус. Чем больше вариантов и идей вы соберете, тем ярче получится итоговое украшение.

Изображение



Способ 3. Изучение мифологии

Мифология - это концентрированная матрица, в которую компактно упакованы архетипы. И одновременно мифология отражает историю человеческой души. Поэтому даже обычное чтение мифов Древней Греции под редакцией Куна даст необходимый результат - архетипы. Можно пойти дальше и добавить уже литературу, посвященную непосредственно мифологии: книги Мирчи Элиаде, Джозефа Кембелла, Джин Шиноды Болен, и многих других исследователей.

Итак, базовый список: Джозеф Кембелл "Тысячеликий герой", К.Г. Юнг "Душа и миф", Джин Шинода Болен "Богини в каждой женщине", Джеймс Холлис "В поисках божественной обители"


Способ 3. Изучение и анализ сказок.

Сказки — это младшие сестры мифов. Они в некотором смысле даже ближе к человеку, чем мифы о богах и героях. Но это не делает их менее ценными для работы с архетипом. Наоборот, многие сказки содержат бесценные кости нашей собственной души, свои секреты и подсказки. которые помогут в трудную минуту.

Здесь в качестве базы показаны Кларисса Эстес и Ханц Дикман.

Изображение


Способ 4. Активное воображение.

Активное воображение открывает доступ к образам бессознательного. Активное воображение условно подразделяется на два вида: непосредственно активное воображение и направленное воображение. Направленное воображение отличается тем, что имеет определенные узловые точки и символы. Например, если это медитация на встречу с анимой или анимусом, то узловой точкой могут быть мост, пещера или река.

Активное воображение - достаточно сильная техника. Она проводится в два этапа. Первый этап - это непосредственно работа с активным воображением, погружение в мир фантазий и образов; второй этап - это интерпретация бессознательного материала. Именно на этапе интерпретации может понадобиться помощь аналитика.


Способ 5. Изучение культурного наследия: литературы, живописи, музыки и кино.

Культура пронизана архетипами. Можно выбрать любой род искусства, да хоть комиксы и поискать необходимые параллели. Про комиксы кстати серьезно: супергерои - это явно реинкарнация просто героев.

Поиск архетипов в культуре - очень увлекательный и обогащающий процесс, который может привести к неожиданным открытиям. Подберите амплификации к своему любимому фильму - найдете путь индивидуации. Проанализируйте нелюбимого героя, который бесит, - получите теневую фигуру.

Зимой я подготовила цикл публикаций, посвященных разбору песен Мельницы из последнего альбома. Этот процесс необычайно обогатил меня. И порадовал читателей, разделяющих мою любовь к творчеству Натальи Андреевны.


Способ 5. Занимайтесь творчеством.

Потребность в творчестве Юнг причислял к пяти основным инстинктам. Просто вдумайтесь: хотеть создавать что-то новое так же естественно, как испытывать голод. Как инстинкт связан с архетипом? Представьте себе либидо - это склад психической энергии, банк, отпускающий ресурсы под минимальные проценты. Инстинкты связывают либидо с архетипическими структурами, как кровеносные сосуды или нейроны.

Через творчество легко получить доступ к очень глубоким слоям психики, поднять архетип на поверхность и наполнить его скелет плотью.

Секрет сказок Дочери рыцаря раскрыт! Да, это все те же архетипы, обретающие новую плоть. И, возможно, поэтому они так откликаются.

Творчество не обязательно должно быть профессиональным. его главная задача — питать душу и приносить радость.

Архетипы - это уникальный мир, исследование которого никого не оставит равнодушным. И как говорил мой преподаватель: "Катарсис неизбежен!".

Изображение
немного юмора напоследок


З.Ы. Этот пост является внебрачным сыном трех генераторов ассоциаций, поэтому местами в нем мелькают странные обороты. Это автор, то есть я, пытается совершить немыслимый кульбит, достойный хмельного метателя ядра, и совместить правила флешмоба с теорией аналитической психологии.

Источник

_________________
Изображение
Огонь изменяет нас. Воздух движет нами.
Вода формирует нас. Земля исцеляет. Дух ведёт нас.


Изображение
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: