Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Sandra
 Заголовок сообщения: Кровная месть у восточных славян
СообщениеДобавлено: 14 окт 2021, 17:03 
Городской шаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 авг 2012, 19:48
Предыдущее посещение: 22 янв 2024, 15:33
Сообщения: 11353
Знак Зодиака:
Весы
Откуда: Канада, Калгари
Кровная месть у восточных славян

Проблема кровной мести как осуществления права на наказание самим потерпевшим, некоей верительной грамоты, выдаваемой лицу, мстящему за обиду, кровной мести как древнейшего правового обычая, получившего свое законодательное закрепление на первых этапах развития российской государственности, всегда вызывала повышенное внимание со стороны исследователей, как историков, так и правоведов. Огромное количество работ было посвящено различным аспектам кровной мести.
Согласно точке зрения В. В. Есипова, вся система древнерусского права была буквально пронизана духом мщения за причинённую обиду, или вознаграждением за обиду понесённую.
Кровная месть является одним из наиболее ярких обычаев, получивших свое законодательное закрепление (в Русской Правде). За обиду не только можно, но и должно было мстить.
Практически всегда месть рассматривалась и как нравственный долг, и как религиозная обязанность. А. В. Малиновский, например, приходит к такому выводу, полагая, что в древности и право, и нравственность, и религия не обособляются. «Верования религиозные, общественные нравы и обычаи, - пишет И. Я. Фойницкий, - руководят рукой мстителя. Существенные интересы общежития заставляют его в известных, сперва важнейших преступлениях требовать мести от потерпевшего.
Кто не мстит за тяжкую обиду, ему или членам его семьи причиненную, тот признается позорным, оскорбляющим божество и нарушающим свой долг по отношению к обществу». И, наоборот, исполнение мести является славным и доблестным подвигом.
«Принадлежность к роду (фамилии) налагает на отдельное лицо известные обязательства и наделяет его в то же время известными правами. Правонарушения, направленные против того или другого из однофамильцев, считаются обидою для всей фамилии и являются поводом к осуществлению кровной мести любым из его членов».
Наши предки рассматривали свои субъективные побуждения как требования представителей высших сил, месть являлась у них именно свЕтой обязанностью, не отомстить означало оскорбить тень умершего.
В каких же случаях применялась кровная месть у славян? Согласно исследованиям И. А. Малиновского - в случае убийств, осквернения брачного ложа, похищения женщины, оскорбления женщины, а также в случаях совершения кражи, прелюбодеяния, обмана, колдовства.
Месть осуществлялась не только по отношению к лицу, непосредственно осуществившему преступление в отношении кого-либо, но и по отношению к его близким (кровным) родственникам. А. Ф. Кистяковский указывает, что у древних славян, так же как и других народов, кровная месть распространяется на всех близких родственников виновного лица. «Месть поражала, - пишет Г. Е. Колоколов, - не только готового к восприятию её человека, причинившего вред, но и других членов его семьи или рода» . Более того, по мнению С. К. Викторского, мстителями являлись не только сами обиженные и их родственники без ограничения степеней родства, но и просто находившиеся с обиженным в более или менее близких отношениях. А мстили как самому обидчику, так и всем, находившимся с ним не только в родстве, но и каком-нибудь ином отношении.
О том, какое место занимала кровная месть в повседневной жизни восточных славян, нам также сообщают летописи. Чаще всего в качестве примера приводят летописный рассказ о мести княгини Ольги за убийство её мужа князя Игоря в 945 г. Несколько страниц в Повести временных лет посвящены рассказу Нестора о том, как Игорь, собрав у древлян дань один раз, решил вернуться вновь: «ая возъвра-щаюся, похожю и еще». Узнав об этом, древляне разумно решили, что «аще ся въвадить волкъ в овце, то выносить все стадо» и Игорь был убит. Более того, после совещания с древлянским князем Малом к Ольге было направлено посольство в количестве 20 мужей с предложением выйти за Мала замуж. В результате древлянские послы были закопаны в лодьях заживо на Чюдином дворе в Киеве, а древляне покорены Ольгою после сожжения в «градех своих».
Рассматривали кровную месть как «часть религии, завет предков» многие законодательные памятники не только восточных, но и западных славян. Более того, например, в Чехии, Польше и ряде других государств, кровная месть вообще существовала вплоть до XV-XVI вв.
Из статьи Э. В. Георгиевского
Изображение

_________________
Изображение

Боже, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить,
Смелость, чтобы изменить то, что могу,
И дай мне мудрость отличить одно от другого.
Рейнхольд Нибур
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron