Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
Albin
 Заголовок сообщения: Баба- Яга: в сказках и в жизни
СообщениеДобавлено: 06 дек 2017, 21:52 

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 07:57
Предыдущее посещение: Сегодня, 18:40
Сообщения: 110
Знак Зодиака:
Водолей
«Кто не сомкнет глаз до утра после ночи, полной историй, тот станет мудрейшим человеком на свете». Пусть так и случится. Пусть это сбудется с каждым из нас.

К.П. Эстес

Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились - и в огненной ступе, за собою заметая след, прилетела Буря-Яга Костяная Нога…

Кто она такая и почему

Изображение


Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

Происхождение имени Баба-Яга (достоверно не установлено)

Версии:

БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, баушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.

Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (символизирующую женское лоно) с различными причитаниями». Там ребенок "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Впрочем, помещение в печь несет в себе и остатки символизма обряда инициации.Он символически изображал смерть ребенка-юноши и рождение взрослого мужчины. Обряд проводился в глухом лесу, и сопровождался он телесными истязаниями, символическим «пожиранием» юноши чудищем и последующем «воскрешением». Ученые видят в действиях Бабы-Яги сохранившиеся отголоски и намеки на этот древний обряд.

БАБАЙ — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

БАБАИКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая"» (Даль).


Вторая часть имени – «Яга» - также не имеет однозначной трактовки.

(Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».

КНЯГИНЯ - «Кн-Ягиня» БАБА ЯГА, т.е. просто ЯГИНЯ.

Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник».

Возможно - "Яга" происходит от санскритского "ahi" – змей.

В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.

В славянской мифологии, как и в мифологии других народов, можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змеей. По белорусскому преданию черти - хромые. Имя главного черта "цмок" ("змей").

Наличием хвоста (или его рудиментарных остатков) Яга несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.

Берегиня. Бер – яги – ня. Корень «бер» насет следы табу на духовные имена мистериальных существ, но и имеет значение о-бер-егать.

Есть много и других версий о происхождении имени (например, "ега" в старосербском - болезнь).

По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» - женщина. И Баба-Яга в такой трактовке - лесная женщина.

Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка.

Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.

Баба-Яга в сказках


Изображение


Внешность. Жилище.


В. Даль писал, что Баба-Яга — «род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи».

О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках", одна, за исключением зверей, т.е. живет она обособленно (на границе сознания).


Лес - символизирует коллективное бессознательное, темную и неизведанную – теневую – сторону жизни - смерть. «В сказках бессознательное часто воплощается в образе дремучего леса, одинокой скалы или бескрайнего моря, а обретающие там человеческие персонажи служат воплощением коллективного аспекта бессознательного» (М.-Л. фон Франц).

Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти, то на перекрестке дорог.

Изображение


"Курьей ножкой" когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось "нечистым" и опасным. Именно на перекрёстках, по поверьям, любила собираться всяческая нечисть, равно как и на границе леса. Но, скорее всего, название „курьи ножки“, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища).

Почему Баба-яга - «костяная нога»? Почему ее нос» в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»? Да потому, что Баба-яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой — в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. А на курьих ножках она стоит потому, что гробы не закапывали, а ставили на сваи, чтобы звери не достали…».


Тело всегда считалось «избушкой» (домом) души и «командовать» им (телом) мог или посвященный или некоторые высшие силы – имеющие отношение к Душе. Курение же и дым вообще всегда символизировали восходящие силы Души.

Такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.

Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка служит вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

Так что Бабу-Ягу можно считать некой "привратницей", Стражем, стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Избушку же – «форпостом» и "порталом" между этими мирами.

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым). Герой (мужчина), встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир (Тридесятое царство), чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.


Обычно он просит Ягу накормить его (и она даёт ему пищу мёртвых), совершить омовение. Ритуалы Бабы-яги – это погребальные обряды, которые сами по себе являлись символом мистического посвящения, которое должен был проходить человек. Поскольку подобное посвящение всегда связывалось со смертью, то и символизм его связывался с погребальными обрядами. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Как правило, в избушке Бабы Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека.

Архетип Бабы Яги очень близок к Архетипу Великой Матери. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизни и жизненного тепла.

Способность пламени или печи давать духовное возрождение основано на психологическом факте: когда человека охватывает какая-либо внутренняя страсть, у него снижается уровень осознания и в силу этого облегчается контакт с бессознательным. В состоянии высокого эмоционального накала происходит трансформация, которая всегда воспринимается как возрождение или освобождение.

Так же печь может быть тюрьмой – местом, где должен сгореть главный герой (не обязательно сгореть в буквальном смысле, возможно, «сгореть» в определенном статусе, и возродиться в другом).

Средство передвижения


Изображение


Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает (поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад).

Кстати, по поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме уже упомянутых захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение "дуба дать" или "дать дуба раньше срока", то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Относительно самих полетов существуют две основные версии - либо Баба-Яга действительно летает (в сказках возможно все), либо (в жизни) грезит под воздействием мази из галюциногенных растений (например, аконит, в составе мазей для полетов сокращает сердечную мышцу и вызывает ощущение полета или падения с большой высоты).


Ступа и пест были обязательными атрибутами женской магии. Во время свадебного обряда бабка-повитуха толкла воду в ступе, и это было символом проникновения мужского начала в женское. А вода бралась потому, что именно в ней зарождается любая новая жизнь. Баба-яга в сказках этими предметами управляет, поэтому она - покровительница всех женщин, хозяйка женского начала.

Действия
.

Сказки знали разные формы (форматы) Яги.

Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.


Изображение


Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п.

Изображение


Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой.

Изображение


И, наконец, есть и ещё один "тип" Яги, по понятным причинам менее известный: «Яга – обольстительница». Образ этот чаще встречается в украинском и польском фольклоре (см. «Баба-Яга-женщина»).

Изображение


Рассмотрим три первых типа Яги подробнее:

По идее, она похищает и поедает детей, которых забрасывает в печь лопатой и зажаривает (символизирует способность женщины уничтожить ребенка – сделать аборт), но, в сказках нет доказательств, что ей это хоть раз удалось.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Пряжа Бабы-Яги — знак ее власти над судьбами людей, дара предвидеть будущее. Нить – прядение – символ прях, ассоциируется с нитями судьбы. «Среди архетипов бессознательного особая роль принадлежит архетипу матери, тесно связанному с предопределенностью человеческой судьбы, именно поэтому мифологические образы судьбы обычно являются женскими, а часто – материнскими» (М.-Л. фон Франц).

В обрядах инициации и посвящения (на лопату — и в печь) Баба-Яга выступает для подростков еще и как проводник в мир взрослых.

Придя к Бабе-Яге, не всегда можно добиться с ней разговора на равных – скорее всего, это очень редко случается. Женщины в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала Баба Яга. Только задания менялись (по сравнению с испытаниями героев мужчин) – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее (доказать, что ты истинная женщина).

«В русской народной сказке «Марфа крестьянская дочь» главная героиня, скитаясь в тоске и отчаянии в поисках Ивана-царевича, встречается с тремя старухами, каждая из них ее спрашивает: «Куда тебя Бог несет? Волей или неволей или своей охотой?», и та отвечает: «Волей-неволей, а более своей охотой». Речь идет о том, что только тому человеку, которого отчаяние и нужда заставили проникнуть в «мир матерей», может улыбнуться удача, и он может ощутить благосклонность Великой Матери. Таким образом, дары бессознательного могут иметь ценность только при искреннем поведении женщины, если она не обманывает и не хитрит, а действительно находится в состоянии отчаяния и безысходности.

Судьбе сказочного героя часто угрожает опасность, исходящая от родной матери (или мачехи, т.е. той же матери в своем негативном аспекте). Бессознательное стремиться поглотить все то, что оно само породило. И чем более бессознательна женщина (в своей доброте к ребенку), тем сильнее ее стремление поглотить (в метафорическом смысле) объекты своей любви; иначе говоря, она утоляет свою жажду жизни, лишая своих детей и другие объекты своей «любви». Поэтому добрая мать рано или поздно должна умереть (см. подробнее "Баба-Яга-мать").

Изображение



Образ Бабы Яго амбивалентен. Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, расспросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения).


Иногда Баба-яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Иногда - нет. Но, в любом случае, Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир попадет только достойный. Кто достоин, а кто и не очень, как раз и определяется с помощью разного рода испытаний.


Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»)

Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней; в некоторых сказках герой, чтобы получить такого коня, нанимается к Яге (искомым волшебным конем при этом оказывается невзрачный конек) или попросту крадет коня и спасается бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, которую перейти не в силах (граница между жизнью и смертью).

Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает героя волшебными вещами: меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, путеводная нить которого, указывает верную дорогу к счастью.

В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от Змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является как бы символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства.

Пропп считал, что «Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа, к которым принадлежит и Баба-Яга».

Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:


- она родоначальница (см. баба).

- она обладает каким то древним знанием (см. бабка).

- она «управляет» мистическими и природными силами.

- она косвенно связывается с рождением и повитухами.

- внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле.

- она живет в избушке на курьих ножках.

- её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно).

- вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней.

- во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.).

- она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти).

- у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны.

- она прядет (веретено судьбы).

- в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница.

- что бы эти ипостаси сменили друг друга главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её.

– главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком.

- сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама.

- дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными).

- она имеет отношение к змеям.

- она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться.

- она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом) – что примитивно соответствует лону и фаллосу. . или женскому и мужскому принципу.

- после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.

Баба-Яга в жизни.


Изображение



Баба-Яга-женщина.


В тридевятом царстве-государстве,

В чаще непролазной и глухой,

В своей сказке, мыслях и мытарстве

Живет бабка с костяной ногой…

Ох, красавицей была-то молодая,

Умница, да с русою косой,

Добрая душа и золотая,

С детства занималась ворожбой…



Полюбила девица Кощея,

Парня молодого — колдуна,

С красотой и хищным взглядом змея,

Кровожадного и злого ведуна.

Измотал он душу, измочалил,

Даже ногу как-то ей сломал,

Изменял красавице, печалил,

И предел терпению настал!

Постарела дева, поседела,

На судьбу с годами обозлилась,

Колдовством умело овладела,

И в лесу, в избушке поселилась…

От людей ушла, состригла косы,

Завела чернющего кота,

И не отвечая на вопросы,

Поживает бабушка-Яга…

Травы собирает и коренья,

По утрам — зарядка, даже йога,

Из грибов и ягодок — варенье,

Ковыляет бабка однонога…


(Автор неизвестен)

Давайте попробуем отвлечься от далеко не репродуктивного возраста Бабы-Яги, и сосредоточиться на ее способности принимать облик молодой привлекательной женщины. Ведь Баба Яга в девичестве Ведьма)

Отношения с партнером.


Яга, с подчеркнутыми атрибутами женской плодовитости – богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Но Яга никогда не знала и не знает супруга.


Сексуальный сценарий.


Изображение


Иногда сюжет «Яга-соблазнительница» описывается в открытую, иногда - иносказательно. Во многих сказках Баба-Яга, заманив к себе "добра молодца", использует его как "передвижное средство": усевшись ему на спину, совершает дикие ночные полёты. Однако смысл сюжета совсем другой!

В действительности, Баба-Яга обольщает, склоняет или просто принуждает "добрых молодцев" к вступлению с ней в связь. Иногда это тоже является испытанием: сможет молодец удержаться от соблазна - получит от Бабы-Яги желаемую помощь, нет - останется у ней навсегда. Часто для этой цели Баба-Яга просто похищает мальчиков-подростков (явные отголоски обряда инициации). Причём, для Бабы-Яги это не простое удовлетворение похоти: вступая с молодыми мужчинами в сексуальный контакт, она "выпивает" их молодость и тем самым продлевает свою бесконечную жизнь, молодцы же, оставаясь у Бабы-Яги, очень быстро чахнут и умирают. По некоторым поверьям, обольстив какое-то (очень большое) количество молодых мужчин, Баба-Яга может вернуть себе молодость и красоту.

В одной из сказок, когда молодец в изнеможении засыпает, Баба-Яга подсаживается к зеркалу, разглядывает себя, подсчитывает, скольких юношей ей ещё нужно обольстить и мечтает: - Буду жить в тереме, а не на дереве! Буду зваться не Каргой, а Красавицей! Понятно, что в своём истинном обличье Бабе-Яге трудно добиться желаемого. Иногда для достижения цели она просто оборачивается красивой женщиной, иногда опаивает гостя зельем ("не бывает некрасивых женщин - бывает мало водки"!), а иногда затевает более сложные комбинации: похищает девушку и ждёт, когда суженый явится её выручать, после чего принимает вид его невесты и плетёт свои козни.

Иногда Яга-обольстительница живёт прямо в деревне, под видом некой "весёлой вдовы" и охотно принимает у себя гостей мужского пола. Правда, при этом к ней частенько по ночам захаживают и черти.

"Бабу-Ягу можно рассматривать как сексуального коллекционера – если иметь в виду ее традицию превращать девиц в птиц и сажать их в клетки, а юношей – в камень или лед, и украшать ими двор или спальню. Такие сценарии предполагают наличие богатого сексуального опыта, с которым они не хотят расставаться, и стараются сохранить в форме рассказов, воспоминаний, фотографий и прочего. Хороший любовник для них – это герой красивого (то есть обычно трагичного) сюжета" (Д.Соколов).

На самом деле, если отвлечься от сказок, в древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу этому специально учили. Наставницей юноши была опытная женщина. Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с остальными. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев – одна из символических нагрузок данного образа («Накорми, напои, в бане помой, спать уложи…»).

Добрый молодец некоторое время остается у Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам. Баба Яга являлась барометром, определяющим качество будущего члена общества, должна была испытывать претендентов на взрослость. Задания, предоставляемые Бабой Ягой, были разные – женщина должна была уметь работать по дому, а мужчина - уметь охотиться, пасти скот, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Изображение


"Схема развития событий обычно такова:

1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как обращаться с женщиной. Либо он еще не нашел свою женщину.

2. Встреча с Наставницей, которая сначала не производит на героя впечатления. Она может его испытывать (прогонять, давать сложные задания, провоцировать). Однако герой остается.

3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведения с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама заботится о герое, демонстрируя правила поведения в любовной игре.

4. Кризис. Герою начинает казаться, что он влюблен. Он хочет остаться у Наставницы навсегда. Герой не понимает, что его задача – сохранить то, чему он научился и найти свою женщину. Герой переживает кризис.

5. Расставание и начало новой жизни. Наставница может просто исчезнуть, или так изменить свою внешность (например, резко состариться), что герой сам понимает абсурдность собственных мечтаний о совместной жизни с ней и т.д. Герой уходит, возвращается к своей девушке, грамотно строя отношения с ней" (Зинкевич-Евстигнеева).


Баба-Яга – мать


И в сказках, и в жизни Добрая Мать может «удушить» ребенка своей любовью, не дать ему повзрослеть. Поэтому возникает необходимость в Бабе-Яге (как вариант -мачехе) — Злой Матери.

Изображение


"С точки зрения аналитиков, в своем позитивном аспекте, Баба-Яга, выступает помощником по отношению к формирующейся маскулинности девушки. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (феминность).

Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом" (Василец Т.Б.).

"Пока ребенок мал, влияние матери, как правило, позитивно. В сказках это период жизни с родной (доброй) матерью, который вынесен из контекста, т.е. чаще всего только подразумевается. Затем дочь вырастает и перестаёт быть ребёнком: родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец - как мужчина, а дочь - как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий мужчина - отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину - отца. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте - в отношениях с отцом. Отношения между матерью и дочерью становятся отношениями соперниц.

Отец в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой – отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними.

До момента взросления дочери (становления Красавицы) конфликта не было, теперь же былая иерархия - «взрослый-ребёнок» - должна замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две взрослые женщины, одна из которых имеет мужчину, а другая нет. Задача девушки - пройти инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери - пересмотреть свою уже не востребованную материнскую функцию и сменить сферу продуктивности. Вот откуда в сказке появляется мачеха (или Баба-Яга): ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни" (Ефимкина Р.П.).

В помощь мужчине-отцу (и в сказках, и в жизни) нередко возникает ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери – ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. В жизни – дочь находит себе партнера.

В отношениях с сыном добрая мать должна рано или поздно стать Бабой-Ягой, иначе он никогда не станет мужчиной и не найдет себе партнершу.

К сожалению, многие авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал(а) собой ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». Некоторые молодые люди включаются в эту игру и не сепарируются («обособляются») от семьи, не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязательствами по отношению к родителям.

Но, рано или поздно наступает момент, когда «гаснет свет» в уютном родительском доме, и приходится идти за огнем к Бабе-Яге, проходить испытания, побеждать чудовищ, учиться ткать полотно собственной жизни, ведь свою нить судьбы можно спрясть только самому.

Баба-Яга – свекровь и теща (собственница)


Баба-Яга часто воплощает образ свекрови и тещи.

Про свекровь – понятно. Работайте-работайте-работайте (батарейки Энерджайзер отдыхают). И ждите, пока она вас похвалит. Главное, чтобы ожидание не длилось больше жизни.

А какая Яга теща?

Изображение


Баба-Яга из тех тещ, которые воспринимают зятя как свою собственность. Ты превращаешься в довесок к ее дачке на курьих ножках и возишь ступу на техобслуживание. Она будет заваливать тебя заданиями, и не успокоится, пока не сожрет тебя с потрохами.

У нее два достоинства. Она хорошо понимает прямые высказывания и не лишена чувства юмора. Пару аккуратных, но твердых отказов, перемежающихся с прибаутками в ее вкусе - и ты станешь из Ивашки-дурака ее любимым зятем.

Профессиональный сценарий


Баба-яга – это кризисный терапевт, фасилитатор, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека. Это кризис развития в том числе. "Кризис – это столкновение двух реальностей: психоческой реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие" (Эриксон Э. Г. ). Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества в взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).

Когда-то на этих сложных этапах жизни человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными. Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-яга, можно сказать, обладает теми же функциями. В настоящее время, Баба-яга – наша коллега (терапевт). Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение. Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла»(проблемами). Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается. Т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.

«Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути. … В связи с вышесказанным можно рассматривать современную психотерапию как набор социотехнических практик, которые позволяют организовать инициацию - обнаружение «невыросшего» аспекта личности клиента, создание условий для завершения его «роста» и перехода на следующую стадию его развития, адекватную биологическому возрасту клиента»

_________________
Страдания ведут к пробуждению...
Вернуться к началу
 
Ракса
 Заголовок сообщения: Re: Баба- Яга: в сказках и в жизни
СообщениеДобавлено: 07 дек 2017, 10:41 
Киберэзотерик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 июл 2017, 05:57
Предыдущее посещение: Сегодня, 15:34
Сообщения: 657
Albin писал(а):
Происхождение имени Баба-Яга (достоверно не установлено)
Версии:
А есть еще версия - БАБА ЙОГА.
То есть женщина ведающая известные практики. И в этом контексте
Albin писал(а):
Добрый молодец некоторое время остается у Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам.
Имеет совсем иной смысл.
Поскольку в восточной традиции (Индия, Китай, Тибет и т.д.)обучение происходит именно таким образом (все помнят фильм "Кикбоксер" с Ван Дамом)



P.S. Albin источника а опять нет...

_________________
Даешь альтернативную историю, в которой не оспаривается существование эльфов, орков, гномов, троллей и прочих подобных существ!!!
Вернуться к началу
 
Ракса
 Заголовок сообщения: Re: Баба- Яга: в сказках и в жизни
СообщениеДобавлено: 07 дек 2017, 11:37 
Киберэзотерик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 июл 2017, 05:57
Предыдущее посещение: Сегодня, 15:34
Сообщения: 657
Albin писал(а):
Иногда сюжет «Яга-соблазнительница» описывается в открытую, иногда - иносказательно. Во многих сказках Баба-Яга, заманив к себе "добра молодца", использует его как "передвижное средство": усевшись ему на спину, совершает дикие ночные полёты. Однако смысл сюжета совсем другой!
И снова же отсыл к восточной традиции.
К такому персонажу как Дакини (санскр. डाकिनी, ḍākinī IAST; тиб. མཁའ་འགྲོ mkha' 'gro; монг. дагина; кит. 空行母) — в кашмирском шиваизме и тантрическом буддизме женские духи, носительницы тайных учений.
Посмотреть скрытый текст
Индуизм
В традиционной индуистской мифологии дакини — демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали. Это злобные и вредоносные духи женского пола, которые пьют кровь младенцев, насылают на людей безумие, портят скот и причиняют множество бедствий. Они называются также ашрапами (кровопийцы) и представляют собой одно из звеньев особой мифологической иерархии кровожадных богинь, почитаемых шиваитами. Дакини посвящали людей в тайны Дхармы. Их изображали в достаточно неприглядном виде, что было связано с их яростным неприятием человеческого стремления продлить существование в сансаре.

Буддизм Ваджраяны
В учениях буддийских тантрических школ дакини — спутницы божеств-йидамов (Найратмья, Курукулла, Ваджрайогини, Ваджраварахи, Симхамукха и т. д.). Несмотря на свой зачастую гневный или уродливый облик, считаются воплощениями женского начала и почитаются как защитницы стремящихся к Пробуждению и носительницы высшего знания. Также они являются одним из трёх корней в тантрическом буддизме, то есть для практика ваджраяны они выступают объектом прибежища. Литература Ваджраяны содержит множество легенд о том, как дакини посвящали буддийских йогинов в неизвестные ранее учения.

В народном религиозном культе Тибета дакини отождествлены с богинями добуддийского пантеона; например, в Ладакхе до сих пор существует обычай приглашать на свадьбу 500 тысяч дакини, которые, по поверью, приносят счастье молодоженам. Обычно дакини изображаются в виде прекрасных обнаженных женщин или уродливых старух, а также женщин с головами животных. Атрибуты дакини — жезл кхатванга, дигуг и капала. Они носят корону и ожерелье из черепов, их тела покрыты бесчисленными ожерельями из человеческих костей.

Основной тип легенд, где фигурируют дакини — это рассказы о том, как дакини являются медитирующему отшельнику и открывают ему суть духовных практик. Так, например, Наро-дакини связана с махасиддхой Наропой, который получил от неё духовные знания и создал ритуал её почитания — «Садхану Наро Кхечари». Считается, что верующие, которые успешно занимаются её практикой (причем не редко это именно тантрические сексуальные практики) и поют её призывания и мантры, могут предотвратить войну, болезни, бедствия и голод, а также способны преодолеть всевозможные враждебные силы.
Источник (https://ru.wikipedia.org/wiki/Дакини)

Не правда ли много аналогий...

Albin писал(а):
у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны.
Не как. Именно 12 месяцев и власть над стихиями.
Сказка "12 месяцев" не вполне ортодоксальна. Изначально персонажи эти были как раз феминными (женскими).
Но это совсем другая история. ;)

Albin писал(а):
Баба-Яга часто воплощает образ свекрови и тещи.
А это уже постхристианская негативизация изначально положительного образа.

А из настоящей Бабы Яги и Ведьмы получается отличная теща, да и свекровь не хуже!!!

_________________
Даешь альтернативную историю, в которой не оспаривается существование эльфов, орков, гномов, троллей и прочих подобных существ!!!
Вернуться к началу
 
Тень*
 Заголовок сообщения: Re: Баба- Яга: в сказках и в жизни
СообщениеДобавлено: 07 дек 2017, 12:18 

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2016, 11:18
Предыдущее посещение: Вчера, 16:40
Сообщения: 460
Знак Зодиака:
Дева
Откуда: Восток-дело тонкое
МАТУШКА ЙОГИНЯ И БАБА ЯГА. КАК СВЕТЛУЮ БОГИНЮ ПРЕВРАТИЛИ В ЗЛУЮ СТАРУХУ

Изображение


Образ славянской Богини Йогини-Матушки очерняют тысячу лет, но до конца превратить её в злодейку так и не смогли. В трудную минуту Иваны-Царевичи и Иваны-дураки приходят именно к Бабе Яге, та их и покормит, и баньку им истопит, на печь спать уложит, а поутру Путь укажет, клубок волшебный подарит, проблемы поможет решить и т.д. Нет ни одной сказки, где бы Баба Яга съела бы ребёнка или человека, она только лишь пугает их, испытывает и обучает.
Подмена образа молодой светлой Богини на горбатую старуху-каннибала, которая крадёт и жарит в печи маленьких детей, стала возможной потому, что тысячу лет назад, когда наступили смутные времена и стало забываться Родное славянское миропонимание, Огненный обряд очищения детей стал восприниматься как сожжение детей.
Как красавица Йогиня стала Бабой Ягой
Страшная Баба Яга, да ещё на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства. Образ, пришедший к нам вместе с колобком и репкой из «старины глубокой». Однако тот период, то время на Руси, о котором повествуется в сказках, всё же не Древняя Русь, это относительно недавнее время, период образования на Руси государственности. Уже во многих сказках имеется князь, богатырь служит в дружине, многие герои уже люди крещёные… а Баба Яга – косматое, страшное, злобное чудовище, которое ворует маленьких детей, да и жарит-варит их, чтобы съесть! Однако, существует ещё и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими Богами и обрядами служения им, со своими героями и героинями. Так вот, ещё до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила-была прекрасная, юная богиня, с карезелёными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами - Йогиня. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. И щеголяла она в Золотых сапожках, которые носили её по белу свету. И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот.
    В каждой Славяно-Арийской Веси и в каждом граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучаемой ею доброте, нежности, кротости, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты. 
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от гибели представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.
Рядом с горным Капищем Рода, в скале было специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра и Йогиня поджигала хворост.
Изображение

Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означало, что дети-сироты проходят посвящение Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а став взрослыми, эти юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Однако с началом смутных времён, когда появилась необходимость отвлечь народ от древних знаний, образ красивой молодой Богини подменили образом злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт детей, жарит их в печи, а потом поедает. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.
Скит Йогини-Матушки
Изображение


Скит – это поселение с Капищем или Святилищем. Предгорный Скит Бабы Яги находился в дремучем лесу и был огорожен высоким круглым тыном (забором). А что было у Бабы Яги за тыном, что скрывал и охранял этот обережный круг? Избушку на курьих ножках, из которой, как в сказках говорится, вылетала Баба Яга на летательном аппарате с двигателем в одну нечистую силу. Но мало кто обращает внимание, что избушка не на куриных, а на курьих ножках. Что это за «курьи ножки»? Курьи – это дымовые ножки, т.к. это старое понятие, означающее дымить, производить дым (как, например, понятие – вулкан, который курится, или Курильские острова, на которых курящиеся гейзеры). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница). Он ещё имел степень вращения, которая приводилась в действие голосом, когда говорили: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Кроме того, в сказках избушка или дымовая область под ней являлась единственным проходом в иной Мир, т.е. зашёл и оказался в другом месте (в каком пожелаешь, в том и очутишься). Поэтому на подворье Бабы Яги часто было много всевозможной жити и нежити – так наши Предки называли другие формы жизни. Возможно, через подобные врата и прибывали на Землю разные существа с других систем и становилось возможным общение с ними.
К тому же избушка на курьих ножках светилась днём и ночью, переливалась огоньками, так её находили герои сказок: шли по тёмному лесу, увидели свет, а за тыном избушка. Т.е. было очень много всего, что современным восприятием не понять. Поэтому, чтобы не было путаницы между дымными ногами и куриными окорочками, чтобы вникнуть в смысл древних славянских сказок, понять, что там в действительности происходило — нужно менять наше мировосприятие.
Прохождение инициации
Помимо того, что эта Богиня, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но далеко не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причём помощь её в большинстве случаев - указание Пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Матушка Йогиня связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.
Всех, пришедших к ней за помощью да за знаниями, Матушка Йогиня экзаменовала на прочность намерения, чистоту помыслов и на способность выдержать и принять это знание. Поэтому все гости проходили через испытания.
Женщины же в сказках к Йогине попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы – т.е. такие, которые способны стать достойными жёнами князю или принцу или же сами претендующие на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из её родственниц. Но если женщина претендовала на большее – её экзаменовала Йогиня-Матушка. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.
Не вина Йогини в том, что не каждому было дано пройти испытания. Сокровенные знания не всем пользу приносят; тот, кто неправильно их использует, может много вреда принести людям.
Вот и создался образ злобной бабы, вокруг избушки которой частокол из костей с черепами, да прочими атрибутами чёрной магии. А страх человека необразованного и вообще чудеса творит. Но мы-то с вами уже можем отличить правду от кривды, а значит, если внимательно отнесёмся ко всему, что написано в сказках, можно многое познать из жизни наших Предков.

Посмотреть скрытый текст
http://drevoroda.ru/interesting/articles/655/2132

_________________
Изображение
Изображение
Nobody dies virgin, life fucks everyone!

Изображение

Изображение
Вернуться к началу
 
Albin
 Заголовок сообщения: Re: Баба- Яга: в сказках и в жизни
СообщениеДобавлено: 07 дек 2017, 16:06 

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 07:57
Предыдущее посещение: Сегодня, 18:40
Сообщения: 110
Знак Зодиака:
Водолей
Ракса и Тень благодарю вас за дополнения к теме о Бабе Яге. :give_rose:

Источник : https://www.b17.ru/article/6550/

_________________
Страдания ведут к пробуждению...
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Lina Tein и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: