Древние технологии
или
Что есть Философский камень
Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото. Однако об этом, как говорится, знают все, я же хочу поведать о том что известно очень не многим - раскрыть секрет того, чем по сути является философский камень.
Начну из далека!
Не из глубины веков, конечно, а всего лишь расскажу историю своих личных экспериментов с магическим золотом.
Впрочем признаюсь сразу - эксперимент прошел не совсем удачно и золото получилось... фиолетовое!
Так-то вес, плотность, электропроводность, устойчивость к кислотам - все как по справочнику, но цвет, собака, подкачал.
А в ломбардах в те времена сидели очень консервативные люди, которые совсем не оценили прелесть такого ноу-хау.
Может сейчас что изменилось?
Посмотреть скрытый текст
Фиолетовое золото.Фиолетовое золото также называют пурпурным или аметистовым.
Над созданием золотого сплава фиолетового цвета ювелиры бьются уже не первое десятилетие. Однако до сих пор не удавалось воссоздать более-менее жизнеспособное фиолетовое золото. Поэтому настоящей революцией в ювелирном мире стало изобретение фиолетового золота профессором Ло из Сингапура.
История создания фиолетового золотаПервые попытки создания фиолетового сплава заключались в соединении золота с алюминием. В ювелирном мире хорошо известно, что при добавлении алюминия в золотой сплав получается ювелирное золото фиолетового цвета. В процессе «смешивания» золота с алюминием образуется золотое интерметаллическое соединение с химической формулой AuAl2, т.е. на 1 атом золота приходится 2 атома алюминия. Данное соединение и обладает заветным пурпурным цветом. Однако все интерметаллические соединения очень хрупкие, отчего их дальнейшая обработка (прокатка, ковка, вытяжка, шлифовка и пр.) не представляется возможной. К слову, 5000°C – именно при такой температуре сплавления золота с алюминием получается сплав фиолетового цвета.
Сложность процесса творения…Золото, палладий и алюминий… Предстояло соединить совершенно разные по своим физическим характеристикам металлы. Золото - тяжелый тугоплавкий металл, алюминий – напротив: очень легкий (в 7 раз легче золота). Плотность алюминия составляет 2,7 г/см³, плотность золота - 19,3 г/см³, температура плавления алюминия - 660°C, золото плавится при температуре 1064,43°C.
А палладий? Палладий еще более тугоплавок, нежели золото: температура, при которой плавится металл, составляет 1554°C. Плотность металла - 12,02 г/cм3. Разные температура плавления и плотность соединяемых металлов делает задачу практически непосильной. И, тем не менее, алхимику из Сингапура это удалось!.. лишь по истечении 20 с лишним лет. Представьте себе трудозатраты!
Так, профессор Ло Пенг Чам стал первооткрывателем 19-ти каратного фиолетового сплава. Aspial Corporation Limited, выкупив права на фиолетовый сплав у мастера Ло, усовершенствовала технологию фиолетового золота. И в 2002 году зарегистрировала пурпурный ювелирный сплав (патент 82596). На сегодняшний день точная формула фиолетового золота держится в тайне.
Итого, общий вклад в создание аметистового золота: со стороны профессора – целеустремленность и немыслимые временные инвестиции, со стороны корпорации – соответствующие финансовые (более миллиона долларов).
Оправдана ли высокая цена фиолетового золота?Слишком высокая стоимость эксклюзивного сплава обусловлена трудоемким и дорогостоящим производством. Из-за сложности процесса цена на фиолетовое золото бьет все мыслимые и немыслимые рекорды.
За небольшую подвеску, инкрустированную фрагментом фиолетового золота, придется выложить до 500 долларов. Солидное же украшение в фиолетовом цвете потянет на несколько тысяч долларов.
Особенно учитывая тот факт, что многие алхимики знают менее трудоемкий способ получения и более точный рецепт колдовского золота...
Ну а теперь можно взглянуть на данный вопрос в ретроспективе - чем был философски камень и какова же суть процесса трансмутации.
Все достаточно просто - просто это был метеорит, содержащий в своем составе высокие концентрации палладия и иридия (последний, кстати, вообще гордо именуют небесным металлом).
И вот ими, как раз и лигируются неблагородные металлы вроде свинца или олова, получая на выходе искомое золото.
Рассматриваем процесс подробнее и упираемся в ртуть.
Зачем же она была нужна?
И снова всё просто - ртуть растворяет крайне трудноизвлекаемые палладий и иридий, образуют амальгаму (аффинаж, короче).
Водим в неблагородный металл полученную амальгамму, выпариваем ртуть, которая прекрасно испаряется и получаем... золото
.
Не, ну конечно же не золото
, а сплав, допустим, свинца с иридием и палладием.
Естественно для я тут сильно упростила весь процесс.
А для тех кто захочет-таки повторить алхимическую трансмутацию - золото выходит разное - от червонно-красного, лимонно-желтого, до... пурпурного.
Впрочем, как и у сингапурского ученого оно получается очень хрупким