Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
Олмаз
 Заголовок сообщения: Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы
СообщениеДобавлено: 25 фев 2019, 10:12 
Кудесница
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 ноя 2013, 14:28
Предыдущее посещение: Сегодня, 11:28
Сообщения: 29077
Знак Зодиака:
Козерог
Откуда: Магіла Льва... Беларусь
Кого чаще всех подозревали в колдовстве, как ведьмы получали свою силу и почему в России не было охоты на них.

5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus ("Всеми силами души"), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков.

Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция.

Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства. Постараемся выяснить подлинную историю охоты на ведьм и отличия европейского подхода от российского.

Изображение


Предыстория
Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку.

Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция.

Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии.

Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства.


Колдовская паника
Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека.

Раньше он был неким далёким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрёстке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада.

Написанная Шпренгером и Крамером книга "Молот ведьм" стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы, как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.).

Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны.

Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: "Колдун — это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей".

Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так.

Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию — по причинам, которые будут разобраны позднее.


Кто считался ведьмой
Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой — дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными.

Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены ещё в "Молоте ведьм", позднее к ним добавилось ещё несколько:

- женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичными здесь были скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей;

- повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребёнка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребёнка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались ещё и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорождённых младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких чёрных шабашах;

- "падшие женщины". В данном случае речь идёт не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освящённого церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником, становится печальной и легко поддается влиянию злых сил;

- знахарки и травницы
. В условиях полного отсутствия медицины в сёлах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства, и подобное ремесло, несомненно, увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами.

В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвинённым мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, чёрных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом.

На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанистские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники.



Суть колдовских процессов
Если поначалу ещё можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвлённые организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве, начинали пытать, после чего она "вспоминала" своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и чёрных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорождённых младенцев.

Позднее эти обвинения стали активно применяться и для сведения политических счётов. В 70-е годы XVII века всю Францию всколыхнуло дело о ядах. Началось всё с того, что некая маркиза де Бренвилье простодушно сообщила своему любовнику, что отравила своих родственников ради большого наследства.

Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые под пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в чёрных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и чёрных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев.

В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы.

В "Молоте ведьм" целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член. Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым.

Нередки были и жалобы мужей на своих жён. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить, и мужья просто-напросто оговаривали своих жён, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться.

В целом обвинение в колдовстве было самым простым способом сведения счётов с недругами. Человеку было достаточно заявить, что он видел кого-то летающим на метле или кочерге или слышал, как тот приносил обеты дьяволу, после чего в дело вступало следствие, которое очень активно применяло пытки, в результате чего ведьмы и колдуны рано или поздно сознавались.

Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым ведьмы были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идёт об отравительницах. Травницы знали секреты не только лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм.


Светские суды против церковных
Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь, по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой.


Охота на ведьм в России
Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления.

Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине - сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины.

Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей.

При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.

При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем, колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям.

В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьёзные преступления, например насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни или же сослать в монастырь.

Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населённом пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье.

Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить её исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урождёнными, т.е. родившимися с этим даром, так и учёными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы.

С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное.

Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьёзным преступлением.

Автор: Евгений Антонюк (историк)

_________________
Изображение
Огонь изменяет нас. Воздух движет нами.
Вода формирует нас. Земля исцеляет. Дух ведёт нас.


Изображение
Вернуться к началу
 
Адора
 Заголовок сообщения: Re: Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы
СообщениеДобавлено: 14 апр 2019, 06:29 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2010, 11:44
Предыдущее посещение: Сегодня, 06:47
Сообщения: 36254
Знак Зодиака:
Дева
Почему в Европе охотились на ведьм: четыре диаметрально противоположных теории от религии до экономики


Двести лет в Европе бушевала яростная охота на ведьм. Были убиты десятки тысяч человек, обвинённых в колдовстве — преимущественно женщины.

В двадцатом веке самым популярным объяснением происходящего была высокая религиозность людей прошлого, которая привела к особой суеверности.

Но в наше время выдвигают куда более сложные теории о том, кому и зачем понадобилось развязывать эту кровавую бойню.

Изображение


Биологическая версия: слишком большая плотность населения


Любители объяснять все процессы скрытыми биологическими механизмами считают, что одной из основных причин, по которой развязали охоту, была слишком высокая плотность населения в Европе конца пятнадцатого века. Она заставляла искать, как проредить популяцию, с упором на молодых женщинах: ведь рождаемость зависит, прежде всего, от них. Вот почему часто страдали симпатичные девушки, а среди обвинений постоянно звучало обвинение в соблазнении мужчин.

Изображение

Картина Николая Бессонова


Слишком привлекательную девушку могли обвинить в том, что она использует чары, и казнить как ведьму.

Однако на самом деле нет причин считать, что молодые и красивые женщины составляли большинство среди убитых. В некоторых странах, таких, как Исландия, Эстония и Россия, под обвинение в колдовстве почти всегда попадали мужчины; там же, где казнили женщин, это были, скорее, женщины в возрасте. Впрочем, от женщин в возрасте напрямую зависит выживаемость детей в человеческих сообществах, так что совсем уж эту версию отметать, наверное, не стоит.

Борьба за иерархию: снижали общественную активность женщин


Изучив хроники и другие документы Средних Веков и сравнив их с бумагами более поздних периодов, нетрудно заметить, что в Средние Века дамы были очень активны — как в экономическом, так и в общественно-политическом смысле. Это вызывало недовольство как церковников, так и многих радикально антиженски настроенных мужчин. Охота на ведьм не только позволяла показательно очернить и убить самых активных женщин, но и запугать остальных так, что они навеки станут тише воды, ниже травы — дабы в их самостоятельности или бойкости не увидели сатанизма.

Изображение


Возможно, целью массовых убийств было устрашение женщин.

Показательно в свете этой версии, что в знаменитом «Молоте ведьм» особое внимание уделяется тому, что мужчина может быть оправдан, а женщина любым своим движением во время пыток выдаёт контакт с дьяволом: если она уставилась в одну точку, то видит его, если вращает глазами, то следит за тем, как он летает вокруг, а если закрыла глаза, то пытается не выдать его присутствие. Вариантов в духе «может быть, женщина не видит никакого дьявола» не предусмотрено.

Борьба религий: старые против новых


Антропологи двадцатого века обнаружили, что даже в городской урбанистической культуре можно обнаружить следы старых языческих обрядов и поверий, негласно сохранившиеся именно в женской среде — от игр девочек с хлопанием в ладоши и ритмическим текстом до манипуляций, которые находят необходимым совершать над младенцами и беременными старые женщины. Вероятно, в Средние века женщины сохраняли ещё больше старой обрядности и поверий, а может быть, и тайно поклонялись своим старым богиням.

Изображение

Картина Николая Бессонова


Церковь с самого начала распространения христианства порицала хороводные танцы, потому что они использовались не только для развлечения, но и в языческих обрядах.

По крайней мере известно, что у немцев ещё долго оставалась вера в милостивую и страшную одновременно Госпожу Метелицу, которую исследователи связывают с древней богиней Фригг — немцы даже показывали на одну из гор как на вершину, на которой точно стоит дом Госпожи Метелицы, и относились к этой горе с благоговением. Кроме того, часть описаний типичного шабаша напоминает языческие ритуалы — круг, костёр, обязательная нагота и оргия, которая может быть связана с обрядами плодородия. Внешность же козлоподобного дьявола может быть навеяна тем, что у многих язычников боги имели ряд животных черт.

Косвенно за версию борьбы с замаскированным язычеством (которое, с точки зрения христианской церкви, есть дьяволопоклонство) говорит тот нюанс, что в Исландии за колдовство преследовали мужчин-рунознатцев, то есть мужчин, сохранявших старую веру и связанные с ней практики, вроде использования рун.

Изображение

Картина Николая Бессонова


По слухам, у ведьм были даже свои святые. Конечно же, мнимые.

Экономическая версия: передел рынка


Одна из популярных сейчас версий гласит, что, похоже, главной мишенью охоты на ведьм стали представительницы таких профессий, как знахарки (изготовительницы лекарственных настоев на основе трав), акушерки и пивоварки (отличительной чертой последних, например, были те самый остроконечные шляпы и мётлы, которыми мешали пиво на начальных этапах изготовления), и эти профессии в считанные десятилетия из практически чисто женских (если не считать того, что роды порой звали принимать мужчин-пастухов, а при королях уже существовала мужская должность пивовара) вдруг превратились полностью или частично в мужские.

Если руководствоваться принципом «ищи, кому выгодно», то можно предположить, что цеха аптекарей, объединения врачей и только появляющиеся пивовары просто избавлялись от конкуренток. Кстати, знаменитая Вальпурга, в честь которую назвали Вальпургиеву ночь — якобы главный праздник ведьм — была именно акушеркой. Передел рынка действительно был впечатляющим, и в результате сократилось не только количество акушерок (и почти полностью исчезли пивоварки), но и оказались утрачены секреты профессии, которые передавались только от учительницы к ученицы. Например, средневековые повитухи умели при помощи устройства из двух спиц и ленточек поворачивать плод внутри матери, а рецепты пива изменились вообще радикально.

Без сомнения, экономический фактор в охоте был значим, хотя бы потому, что имущество ведьмы потом делилось, а в некоторых странах ещё и платили за поимку колдуньи. Чудовищные методы борьбы со злом Мэтью Хопкинса – самого жестокого охотника на ведьм в Англии, вызваны, скорее всего, его жадностью.

_________________
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.

Изображение
Вернуться к началу
 
Адора
 Заголовок сообщения: Re: Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы
СообщениеДобавлено: 06 июн 2019, 11:27 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2010, 11:44
Предыдущее посещение: Сегодня, 06:47
Сообщения: 36254
Знак Зодиака:
Дева
Инквизиторы XXI века: охота на ведьм продолжается и в современной России и Украине


Истории о сожжении ведьм и казнях по обвинению в ереси воспринимаются нами как факты из истории или жизни неких отдаленных стран с развитым радикальным исламизмом. Но на самом деле, мракобесы и инквизиторы до сих пор живут среди нас, и в лояльном к людям разной веры и убеждений современном обществе часто происходят дикие, средневековые вещи. Кто такие современные «охотники на ведьм» и кто становится их жертвами в XXI веке?

Изображение


Ситуации, когда людей терроризируют, избивают и даже лишают жизни за колдовство или сглаз случаются в России и других странах СНГ ежегодно. Большинство этих случаев не приковывает внимание прессы, так как обычно следствие формулирует причину совершения преступления как «личная неприязнь» или «бытовая ссора». Разумеется — мало кто хочет выносить сор из избы и признаваться в том, что на его территории происходят готичные кошмары, не укладывающиеся в голову цивилизованному человеку.

Последней громкой историей, связанной с огненным аутодафе является поджог жилого дома в поселке Победино, на Сахалине в 2017 году. Там местные жители обвинили женщину в колдовстве и, чтобы той было неповадно вредить соседям, сожгли ее дом. Хозяйке дома приписывались многие беды в поселке, но последней каплей стала смерть ее мужа «в расцвете сил».

Изображение
«Ведьмин дом» в Победино


Никого не смутило даже то, что 36-летний мужчина много лет злоупотреблял наркотиками и сам свел счеты с жизнью. Обошлось, к счастью, без человеческих жертв, но 26-летняя вдова с детьми осталась на улице и никто из соседей не протянул ей руку помощи, опасаясь осуждения за связь с «ведьмой».

В 2015 году произошел еще более дикий случай в одной из деревень Плесенского района Архангельской области. Там три девушки, заподозрив односельчанку в колдовстве, решили устроить над ней самосуд. Убийцы даже не заботились о сокрытии следов преступления или алиби — они просто пришли во двор к своей жертве, подперли ее дверь поленом и подожгли дом. Снова чудом никто не погиб — прохожие заметили пламя и вовремя вызволили хозяйку из огненного плена.

Изображение
Борцы с нечистью чаще всего выбирают в качестве оружия возмездия именно огонь


Задержанные по горячим следам поджигательницы не чувствовали за собой никакой вины и пояснили следователю, что подожгли дом за то, что его владелица «приваживает их мужей и кавалеров». Сначала обиженные дамы хотели избить ведьму, но когда та не вышла к ним облили крыльцо керосином и «пустили красного петуха».

Гораздо меньше повезло ясновидящей и целительнице Людмиле Цоцонаве. Современный борец с ересью избил ее, а затем отрезал голову. Это произошло не на бескрайних просторах Сибири и не в глухих лесах Брянщины, а на территории Новой Москвы, в деревне Ознобишино, причем прямо у жертвы дома.

Женщина была популярной целительницей, к которой приезжали люди из разных регионов России и даже из стран ближнего зарубежья. Но жителей Ознобишино не слишком радовали успехи землячки на поприще нетрадиционной медицины — ее считали сумасшедшей и колдуньей. Убийство Цоцонавы было связано непосредственно с ее деятельностью, о чем явственно говорит предыстория жуткого преступления.

Изображение
Людмила Цоцонава


13 июля 2013 года в Ознобишино произошло ужасное ДТП — КАМАЗ на полном ходу столкнулся с рейсовым автобусом. В результате столкновения погибли 18 человек, в том числе несколько несовершеннолетних. Вполне естественно, что на месте драмы сразу же начали появляться свечи, иконы и мягкие игрушки, которые оставляли родные погибших и просто скорбящие односельчане.

Людмила Цоцонава брала некоторые предметы с импровизированного мемориала и забирала их домой. Там ясновидящая развешивала иконы и другие предметы в саду на деревьях и выполняла с ними различные мистические ритуалы. Рейды на место ДТП закончились для Цоцонавы плачевно — труп женщины был найден у нее в спальне с многочисленными ножевыми ранениями и практически отделенной головой. Убийца в исступлении наносил своей жертве удары и эксперты сразу заподозрили, что преступник является или фанатиком или психически больным.

Изображение
Одно из деревьев во дворе убитой


Подтверждало эту версию еще и то, что жилище знахарки не было ограблено. Кроме того, все в округе знали, что, несмотря на свою денежную профессию, Людмила жила совсем небогато и сбережений дома не держала. Психологи оказались правы — убийцей оказался 30-летний Сергей Плотников, вывший клиент Цоцонавы. Мужчина приходил к женщине с просьбой вылечить его смертельно больную мать и Людмила взялась помочь. Как и следовало ожидать — пациентка знахарки умерла, что стало серьезным ударом для неуравновешенного мужчины.

Вскоре после смерти матери Плотников теряет в ДТП отца и обретает уверенность, что все невзгоды, свалившиеся на его семью, являются следствием черной магии Людмилы Цоцонавы. Увиденные возле дома целительницы предметы с места гибели людей убедили Сергея в том, что он имеет дело со злом в чистом виде. Задержали преступника очень быстро, но привлечь к ответственности его не удалось. Сергей нес полную ахинею о ведьмах, бесах и порче, поэтому его признали невменяемым и отправили на лечение в психиатрическую клинику закрытого типа.

Изображение
Чудовищное убийство в Благовещенске произошло в квартире пятиэтажки


В 2011 году в Благовещенске Амурской области сын убил собственную мать, обвинив ее в колдовстве. 48-летний мужчина, проживавший вместе с матерью, позвонил родственникам и сообщил, что «покончил с ведьмой». Те сразу же вызвали полицию, которая застала убийцу рядом с изуродованным телом жертвы. В грудь пожилой женщины были вбиты два деревянных кола, рот и ноздри заполнены монтажной пеной, а тело ошпарено кипятком и обожжено утюгом.

По словам преступника, он убил мать за то, что та сживала его со свету своим колдовством, а странные манипуляции над телом проводил для того, чтобы «ведьма» не смогла ему вредить после смерти. Соседи и родственники охарактеризовали убийцу как любящего выпить, но вполне адекватного человека. Психиатрическая экспертиза подтвердила его полную вменяемость.

Изображение
Благовещенский борец с нечистью заранее подготовился к обряду


Совсем необычная расправа над одержимой нечистой силой была совершена в 2007 году в Воронеже. Там родители замучили до смерти свою 25-летнюю дочь, пытаясь изгнать из нее демонов. Способ был избран традиционный — воздействие святой водой. Связав молодую женщину и повалив ее на пол, родители вливали в нее насильно освященную в церкви воду. После того, как стало очевидно, что способ не действует, использовали другой — начали бить дочь ногами и подручными предметами, пока та не перестала дышать.

Дикие по своей бессмысленности и жестокости преступления происходят не только в России, но и в других странах бывшего Союза. Несколько лет назад в Душанбе зверски убили актера, игравшего в уличных представлениях Деда Мороза, так как тот был «слугой шайтана».

Изображение
Душанбинские убийцы Деда Мороза


В 2018 в Украине, в одном из сел под Киевом, была зверски забита насмерть 83-летняя женщина. Со старушкой расправился сосед, который считал ее колдуньей и пришел выяснять отношения. Так как бабушка не сознавалась во магическом вмешательстве в жизнь односельчан, убийца бил ее головой о батарею отопления, пока та не умерла. Преступник оказался вменяемым и вполне способным отвечать за свои поступки.

В 2007 году в Сумской области Украины была расстреляна из охотничьего ружья 74-летняя женщина. Ее убийцей стал 60-летний сосед Иван Петрович, который устроил расправу дома у жертвы среди белого дня. Мужчину преследовали неудачи в семейной жизни, а также у него болел скот и были определенные финансовые проблемы. Некий знахарь сообщил, что во всем виновата живущая по соседству ведьма и сообщил кто именно.

Изображение


Иван взял старое ружье, которое хранилось без дела более 30 лет и отправился выяснять отношения. Первый выстрел убийца сделал в дверной замок, а второй — в живот своей жертве. Врачам не удалось спасти пострадавшую — она умерла в машине скорой помощи. Во время следствия убийца мотивировал свои действия тем, что кроме информации, полученной от знахаря, виновность убитой подтверждали магические предметы, которые он находил у себя во дворе — булавки, мотки волос и ниток, битая посуда и кости мелких животных. «Охотник на ведьм» был осужден на 15 лет и до сих пор отбывает наказание в колонии.

Поплатился за свою деятельность и известный на Западной Украине карпатский знахарь (мольфар) Михаил Нечай. 81-летний мужчина принимал страждущих у себя дома в селе Верхний Ясинов в Ивано-Франковской области. Убийца неоднократно бывал на приеме у колдуна, но в очередной раз прихватил с собой нож. Во время разговора 33-летний преступник нанес Михаилу Нечаю 4 удара ножом в шею, от которых тот скончался на месте. «Инквизитор» сообщил полиции, что действовал, руководствуясь религиозными убеждениями. После завершения следствия и ряда экспертиз, душегуб отправился в больницу лечить душевное расстройство.

Изображение

Карпатский знахарь Михаил Нечай


Отдельно нужно упомянуть, что ни одно из описанных диких преступлений не было совершено из корыстных побуждений, а в большинстве случаев жертва и убийца знали друг-друга много лет и даже проживали рядом. Как мы видим, в XXI веке знахарство может быть таким же опасным как и в XV, причем современные инквизиторы гораздо более скоры на расправу, чем средневековые.

_________________
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.

Изображение
Вернуться к началу
 
Адора
 Заголовок сообщения: Re: Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы
СообщениеДобавлено: 10 авг 2019, 12:23 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2010, 11:44
Предыдущее посещение: Сегодня, 06:47
Сообщения: 36254
Знак Зодиака:
Дева
Особенности национальной охоты на ведьм


Статью на тему гонений на ведьм на Руси в 16-18 века, развенчивающую сложившийся миф о том, что в России не преследовали за колдовство, в отличие от стран Западной Европы той же эпохи.

142 обвиняемые по делу о похищении мужской силы у драгуна Федьки Филиппова и другие жертвы суеверия: Сергей Простаков проследил историю колдовских процессов и народных расправ над ведьмами со времен Ивана Грозного до XX века.

Четыре столетия назад европейская цивилизация переживала глубокий мировоззренческий кризис: авторитет христианской церкви падал, а наука Нового времени пока делала первые шаги. Одной из немногих скреп, объединявших большинство европейцев XVI века вне зависимости от их сословной, религиозной или этнической принадлежности, оставалась вера в дьявола. Кампания по борьбе с врагом рода человеческого и его сообщниками среди людей представлялась в такой ситуации соблазнительно простым решением. Повсеместно в Европе зажглись костры, на которых живьем сгорали тысячи и тысячи людей — количество жертв инквизиции сейчас оценивается в диапазоне от 200 тысяч до миллиона человек.

Часто приходится сталкиваться с убеждением, что Россию волна террора против «ведьм» и «колдунов» обошла стороной. Так, историк-славянофил, теоретик официальной николаевской народности Михаил Погодин писал: «У нас не было, правда, западного безземельного рабства, не было пролетариев, не было ненависти, не было гордости, не было инквизиции». Действительно, в стране московских государей не было инквизиции — главного организатора колдовских процессов. Но источники того времени свидетельствуют: русская репрессивная машина работала с не меньшим, чем на Западе, ожесточением. Различались только исполнители: в отсутствие инквизиторов их функции взвалило на себя самодержавное государство.

Государева инквизиция


Изображение


Падение христианского Константинополя в 1453 году по всей Европе было воспринято как знак приближающегося Апокалипсиса. Некоторые интеллектуалы в православной Москве в ответ разработали концепцию «Третьего Рима»: московский государь объявлялся наследником римских императоров и константинопольских басилевсов, которому предстояло созидать огромную христианскую империю. Другие интеллектуалы позаимствовали ответ из Европы, где в моде были силовые методы борьбы с Дьяволом.

Во времена Ивана Грозного хождение имела анонимная «Повесть о волховании», во многом вдохновленная «Молотом ведьм» доминиканского инквизитора Генриха Крамера — книгой, которая служила для европейских колдовских процессов своего рода УПК. Неизвестный русский автор в своей «Повести» умело адаптировал европейский опыт. В отсутствие инквизиции царь и епископы должны взять ее репрессивные функции на себя. Царь «написати книги повеле и утверди и проклят чародеяние и в весех заповеда после таких огнем пожечи».

В преданиях Иван Грозный предстает как борец с колдунами и ведьмами. Историки и фольклористы отмечают: так народное сознание переосмысливало курс царя на подавление внутренней оппозиции, выразившийся в опричном терроре. Одна из сказок рассказывает, что царь велел изловить всех ведьм на Руси. Собрал их на Красной площади в Москве, обложил соломой, поджег. Но ведьмы обернулись сороками и воронами и улетели из Москвы, за что эти птицы были прокляты государем.

Впрочем, в XVI веке борьба с колдовством еще не воспринимается как элемент системы госбезопасности, хотя цари и стараются оградить себя от чародейства, видят в нем личную угрозу. В присяге царю Борису Годунову в 1598 году говорилось: «Ни в платье, ни в ином ни в чем лиха никакого не учинити и не испортити, ни зелья лихово, ни коренья не давати. Да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лихо (…) и наследству всяким ведовским мечтаньем не испортити и ведовством по ветру никакого лиха не насилати (… ) а кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати (…) и того поймати».

Изображение


Да и само понимание колдовства в России отличалось от европейского. Историк-архивист Николай Новомбергский в начале XX века писал: «Оригинальною чертою русской истории является отсутствие демонологии, религиозно-философского учения о ведьмах, резвившегося на Западе в недрах схоластики под влиянием изучения памятников классической древности и некоторых до настоящего времени еще не устраненных элементов язычества в церковном христианстве». Отсюда проистекало главное отличие русских колдовских процессов от европейских: на Западе колдовство было преступлением против Бога и человека, в России — против государства и царя.

Борьба с колдунами достигает своего апогея при первых Романовых. Каждое подобное дело расследуется местным воеводой, при необходимости — из Москвы высылается правительственная комиссия. Законодательно эта сфера регулируется специальными указами царя, которые зачастую выпускались для каждого отдельного случая колдовского преступления.

Политический характер колдовских процессов позволял чиновникам действовать на свое усмотрение; цари довольно часто получали челобитные, авторы которых жаловались: «Без государева указу и без розыску пытана».

Иногда следствие по колдовским делам оборачивалось разгромом целых областей. Так, когда в 1628 году арзамский воевода обвинил монастырских крестьян в наведении на себя порчи, местный архимандрит поспешил отправить царю прошение о передаче дела из Арзама в Нижний Новгород, «чтоб монастырские вотчинки не запустели и крестьянцы не разбрелись».

Не редкостью были массовые колдовские процессы с десятками обвиняемых. Но встречались в практике и более масштабные дела. Например, в 1664 году в Сумах местный воевода расследовал дело черкеса Умая Шамордина — по нему проходило 1452 человека. Допрос в то время предполагал использование пытки, так что многие подследственные и свидетели скончались еще до суда. Пришлось оправдываться перед столичным начальством из-за чрезмерно высокой смертности. «Не было ли у них язв, и не удавились ли, и не вина не опились ли, и зельем каким не отравлены ли, и иного какого дурна с собой не учинили ли», — гадал о причинах смерти подследственных воевода в челобитной царю. В конце он приписал: «Те черкасы за караулом померли своей смертью». Такой вариант в Москве всех устроил.

Большой московский колдовской процесс


Совершенно особенное место среди колдовских процессов на Руси занимают дела о преступлениях против царя и членов и монаршей фамилии.

В ноябре 1638 года одна из придворных мастериц Мария Сновидова рассказала государыне, что другая мастерица Дарья Ламанова сыпала заговоренный песок на следы царицы. Налицо было преступление против государственной власти. Дело поручили окольничему Стрешневу и дьяку Тараканову. Ламанову подвергли пытке. Не выдержав допроса, Ламанова созналась «в том-де, что она перед государем и перед государыней виновата» и ходила в Замосковоречье к некой Настасьице, которая заговаривает пепел от женских воротников.

Настасьицу разыскали и доставили на допрос. Выяснилось, что родом она из Чернигова, а муж у нее литвин Янко Павлов. Дело приобретало выраженный политический оборот. Под пытками у Настасьицы выясняли: «Сколь она давно тем промыслом промышляет и от литовского короля к мужу ее, литвину Янке, присылка или наказа, что ей государя или государыню испортить, был ли?». Несмотря на пытки, Настасьица отрицала и злой умысел, и связь с иностранной державой. Она настаивала: советовала мастерицам сжигать воротники и сыпать пепел на след царицы, чтобы та добрее и внимательнее относилась к своим служанкам.

Изображение


Но следователи не остановились на полученном признании. Как только они получили от Настасьицы имя Манки Козлихи, обучившей ее приворотам, в деле появился новый подозреваемый. Под пытками Манка призналась только в том, что во время болезней ставит людям горшки на живот, да выговаривает некоторые недуги. Под третьей пыткой она рассказала, что ее этому научила ее мать, но она умерла уже семь лет назад. Зато Манка вспомнила трех слепых ворожей: Ульянку, жившую у Арбатских ворот, Дуньку из Лужников и Феклицу из Стрелецкой слободы.

Их взяли под стражу; дознание продолжилось. Слепые и больные женщины, несмотря на усилия следователей, не признавали злого умысла против царской фамилии. Согласно показаниям Ульянки, она только заговаривала мед для торговцев: «Как пчелы ярые роются и слетаются, так бы к тем торговым для их товаров купцы сходились». Дунька утверждала, что, хотя и слепая, видит, что у человека на сердце, и может таким образом обнаружить злоумышленника. Феклица признала, что она заговаривает грыжи. Больше женщины ничего не рассказали.

Но тут в деле наметился неожиданный поворот. В январе 1639 года после непродолжительной болезни умер пятилетний царевич Иван, а в марте скончался новорожденный царевич Василий. Сановники вспомнили о Дарье Ламановой, сыпавшей пепел на следы царицы, и раскрытой в Москве колдовской сети. Последовал царский указ: «С того времени как Дашка по ведовству жонки колдуньи Настьки на след государыни сыпала пепел и от того времени меж их государей скорбь и в их государском здоровье помешка».

Всех подозреваемых подвергли пытке «жжением» — им заживо жгли руки и ноги. Настасьица и слепая Ульянка умерли. Не узнав ничего нового, правосудие решило отправить выживших покалеченных женщин в ссылку. Дарью Ламанову с мужем сослали в Сибирь — они стали одними из первых политических ссыльных в этих землях.

Колдовской процесс 1638-1639 годов — лишь один из череды подобных: каждый раз, когда в царской семье происходило несчастье, возникала версия, что не обошлось без колдовства.

Аутодафе на соломе


Символом колдовских процессов в Европе в XVI-XVII веках стало сожжение людей на костре, получившее название аутодафе (auto da fé, по-португальски — «акт веры»). Обычно жертву приковывали к столбу, обкладывали хворостом и поджигали. В Московском государстве такая форма наказания для обвиняемых в колдовстве также получила распространение. Правда, на Руси для этого обычно использовали не хворост, а солому.

В 1647 году царь Алексей Михайлович издал специальный указ на имя шацкого воеводы Григория Семеновича Хитрово. Речь в нем шла о мере наказания для уличенных в колдовстве супругов Агафьицы и Терешки. «Причастя святых Божьих тайн, вели их вывесть на площадь и, сказав им их вину и богомерзкое дело, сажать их на площади в сруб и облокши соломой сжечь», — говорилось в царском указе. В документе указывалась вина подсудимых: люди, приходившие к ним гости, заболевали, а так как супруги не признавались в злом умысле, они уличались в колдовстве.

Через год — в 1648-м — царь писал уже белгородскому воеводе Бутурлину: «Иные прелестники мужского и женского пола в городах и уездах бывают со многими чародействоми волхованием, и многих людей тем своим чародейством и волхованием прельщают и портят, а иные люди таких чародеев и волхвов и богомерзких баб, вдов к себе призывают и к малым детям, и те волхвы над больными и над младенцами чинят всякое бесовское волхование». Воеводе надлежало ловить замеченных в колдовстве и отправлять их в ссылку в окраинные города. Этот указ не был случаен. Жалобы на «чародеев и волхвов» с юго-восточных окраин Московского государства в то время поступали на имя царя регулярно. В Речи Посполитой в то время полыхала гражданская война, и с территории нынешней Украины потянулись беженцы. Некоторые из них приносили с собой неизвестные до того на Руси еретические и магические книги.

На следующий год документ сходного содержания был отправлен к воеводе в Карпов и Оскол (также современная Белгородская область), но с важной припиской: «в польских и украинных землях многие незнающие люди, забыв страх Божий и не помятуя смертного часа, (…) держат еретические и гадательные книги, и письма, и заговоры, и коренья, и отравы и ходят к колдунам и ворожеям». Причина эпидемии колдовства была определена, а потому было выписано и лекарство: «Таких злых людей и врагов Божиих велено в срубах сжечь безо всякие пощады и домы их велено разорить до основания».

Изображение


Все последующие годы на юго-восточных рубежах Московского государства пылают обложенные соломой срубы — аналоги европейских костров инквизиции. После Переяславской рады 1654 года подобная форма наказания стала только популярнее: Украине она досталась в наследство от католиков-поляков. В 1666 году гетман Брюховецкий «велел сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкого полковника жену».

Но колдунов предавали огню не только на Украине. В 1676 году в Сокольниках сожгли мужа с женой за «воровство людей и отравление их корнем». Чиновник посольского приказа Григорий Котошихин бежал в Швецию, где по заданию шведского правительства составил большое исследование о современной ему России. Он писал, что в 1650-е годы в Москве мужчин за волшебство и чернокнижничество сжигали, а женщин по грудь закапывали в землю, где они и оставались вплоть до смерти, наступавшей через несколько дней.

В 1682 году в Москве открывается Славяно-греко-латинская академия, в будущем преобразованная в Московский университет. В соответствующем указе царя Федора Алексеевича говорилось: «А от церкви возбраняемых наук, наипаче же магии естественной и иных, таким не учити, и учителей таковых не имети. Аще же таковые учители где обрящутся, и они с со учениками, яко чародеи, без всякого милосердия да сожгутся».

С восхождением на престол Петра I в конце 1680-х годов колдовские процессы в Московском государстве постепенно утихают. Но это не означало, что «аутодафе на соломе» прекратились. Еще в 1689 году в Москве был сожжен немецкий поэт-мистик Квирин Кульман, обвиненный в ереси и неуважении к царской власти.

Квирин Кульман, казненный в Москве 4 октября 1689 года, публиковал посредственные стихотворные сочинения с названиями вроде «Небесные поцелуи любви» и «Прохладительная псалтирь», подражал знаменитому визионеру Якобу Бёме, называл себя Сыном Сына Божьего, утверждал, что после перенесенной в юности болезни обрел способность видеть ангелов и был выдающимся религиозным авантюристом. Мечтая об альянсе ислама и протестантизма, Кульман в 1678 году отправился в Константинополь, где искал встречи с султаном Мехмедом IV, чтобы предложить ему свой утопический проект, за что был приговорен к ста ударам по пяткам. Вернувшись в Европу, Кульман в Лондоне заказывает свой портрет живописцу Отто Генину (он же Артемий Гоин), уроженцу московской Немецкой слободы и сыну шотландского наемника, служившего в царских полках. Впечатленный рассказами Генина о «северной стране», проповедник в апреле 1689 года под вымышленным именем купца Людвига Людвицина прибывает в Московию, надеясь увлечь своей милленаристской ересью местных царей. Среди лютеран Немецкой слободы есть почитатели Бёме, которым оказываются близки пророчества Кульмана; местный пастор Ефим (Иоахим) Мейнеке незамедлительно доносит об этом русскому патриарху. В конце мая Кульмана, вернувшегося в Москву в расчете на карьеру придворного художника Генина и голландского купца Кондратия (Конрада) Нордерманна, который покровительствовал проповеднику, забирают в посольский приказ. Переводчики приказа проводят экспертизу «послания», составленного Кульманом и имевшего хождение в Немецкой слободе; в документе, известном как «Мнение переводчиков», идеи проповедника названы близкими квакерству, а «квакори (…) предо монархами шляпы не снимают». Это заключение и решило судьбу обвиняемых. Генин покончил с собой, не выдержав пыток, а Нордерманн и Кульман были сожжены в срубе вместе со всеми изъятыми сочинениями последнего.

Уже в 1716 году в Воинском уставе Петр писал: «Ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохульный чародей: оный по состоянию дела о жестоком заключении, в железах, гоняемым шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть». Правда, неизвестно, применялось ли когда-нибудь на практике предусмотренное для солдат-колдунов сожжение.

Вплоть до второй половины XVIII века на западных окраинах Российской империи сожжение за колдовство остается делом обычным и вполне законным. В июне 1758 года управляющий имением графа Тышкевича писал последнему: «Ясновельможный пане! С возвращающимися клепацкими крестьянами доношу, что с вашего позволения сжег я шесть чаровниц, — три сознались, а остальные не сознались, потому что две престарелые, третья тоже лет пятидесяти, да к тому же одиннадцать дней они у меня просидели под чаном, так, верно, и других заколдовали. Я собираю теперь с десяти костелов воду и буду на ней варить кесель: говорят непременно колдуньи прибегут просить киселя: тогда мне еще работы».

Здесь нельзя не отметить тех немногих, кто выступал в защиту обвиненных в колдовстве. Такое заступничество требовало большой смелости — человек, проявивший сочувствие к «колдуну», рисковал и сам стать жертвой суеверия. В 1647 году новоназначенный воевода Григорий Хитрово имел на руках утвержденный указ о сожжении мужика Терешки с женой: он не решился привести его в исполнение и попросил о пересмотре дела.

Околдовали и оболгали


Всеобщая вера в колдовство превращала обвинения в чародействе в эффективный инструмент достижения частных целей, которым одинаково охотно пользовались как верхи, так и низы общества.

В 1636 году кабацкий откупщик Сенька Иванов заявил на другого кабацкого откупщика Петрушку Митрофанова: «Привез де тот Петрушка, с поля коренье, неведомое какое, а сказал де тот Петрушка, от того де коренья будет у меня много пьяных людей». Петрушка немедленно был схвачен и брошен в тюрьму, а кабак Сеньки остался единственным на дороге. Так обвинения в колдовстве способствовали успеху в рыночной конкуренции.

Они же зачастую помогали разрешить семейные конфликты. В 1622 году крестьянин Лунка Ушаков, желая свести счеты с тещей и женой, публично утверждал, что супруга отравила его брата, умершего незадолго до этого, корнем. Корень этот был получен женой от матери. Когда Ушаков избил жену, она призналась в убийстве. Продолжили пытать женщину уже в государственной темнице, где она заявила, что оговорила себя. В итоге в тюрьму по обвинению в нанесении побоев и колдовстве был брошен сам Лунка.

Обыденность колдовских процессов на Руси в XVII веке вела к тому, что многие помещики использовали обвинения в чародействе против неугодных крестьян. В 1647 году боярский сын Кирила Баранов изнасиловал и убил дочь крестьянина Тимошки Афанасьева. Когда последний стал добиваться наказания для преступника, Баранов, используя административные и финансовые ресурсы отца, обвинил Тимошку вместе с сыном в колдовстве — в ходе судебного разбирательства помещик смог найти лжесвидетелей, которые якобы прибегали к колдовским услугам Тимошки и его сына.

Не редкостью были также процессы, в которых «ведьмы» обвинялись в умышленном лишении мужчины сексуальной силы. В 1648 году в Москве драгун Федька Филиппов подал жалобу на Дарью, жену церковного дьячка. «Испортила она Дарья меня, ученила скопцом; и по пирам и по беседам похваляется, что так нарочно сделала. И я от той порчи в конец погиб и жена отстала», — писал Филиппов. Неожиданно рядовая жалоба на «оскопление» благодаря усердию следствия позволила раскрыть организованную колдовскую группу, в которой участвовали подруги Дарьи. Свидетелями обвинения на процессе выступали в основном мужчины. Так, некий Семен Борисов рассказывал про одну из обвиняемых: она ему помогла добраться до дома, когда он пьяный валялся на улице, а на утро у него болели глаза. Итог рассмотрения жалобы Филиппова — 142 женщины, обвиненные в колдовстве.

Но чаще всего поводом для подозрений в колдовстве становилась болезнь «потерпевшего», незадолго до этого побывавшего в чужом доме и принимавшего угощение из рук гостеприимных хозяев. Священник Василий в 1653 году жаловался на дьяка Ивашку, который угостил его детей каким-то зельем, после чего они стали «вне ума». Вскоре выяснилось, что все, кто пил предложенный дьяком напиток, тоже отравились. Ивашка признался, что положил в брагу траву, которую дал ему его знакомый Дементий. Тот в свою очередь утверждал, что поднял эту траву на дороге, идя из Мценска, а откуда она там оказалось, ему неизвестно. На этом следствие закончилось.

Изображение


Трагичнее был исход дела об отравлении неустановленным зельем в одной из подмосковных деревень в 1677 году. Крестьянин Митька Печенный жаловался, что его жена распухла после того, как он сходил в гости к своему куму Емельяну Обыденному. Через некоторое время Емельян поругался в дорожном трактире с драгуном и в запале ссоры выкрикнул: «Пухнет де жена Митькина, будешь де и ты от меня пухнуть». Драгун приехал в Москву и доложил о случившемся окольничему. Итогом стал вердикт «его Емельку в том пытать и огнем жечь».

Дело в корне


Вообще, зелья, коренья и травы считались непременным атрибутом колдовства во все времена и во всех культурах. Это создавало серьезную опасность для всякого, кто занимался медициной, которая вплоть до XVIII века оставалась почти неотличимой от знахарства — грань была тонкая, и далеко не всегда царские сыщики ее видели.

В XVII веке борьба с колдовскими травами приобрела государственный характер. При царе Михаиле Федоровиче в приграничные города рассылается грамота, запрещающая покупать хмель у литовцев. В документе говорилось, что царские лазутчики выяснили: в Литве есть баба-ведунья, и наговаривает она на хмель, вывозимый в русские города, с целью нанести через то на Русь моровое поветрие. Чтобы не допустить проникновение во владения Романовых заговоренного хмеля, запрещалось покупать у литвинов любое подобное сырье.

Но чаще удары по травникам наносились точечно. В 1648 году по указу царя в Бежацком верху (нынешняя Тверская область) проводились сыскные мероприятия с целью поимки Первушки Петрова, который «коренье лихое и траву дурную у себя держит». В Рыльске под Курском в том же году был задержан «вор с краденными лошадьми» боярский сын Гаврилка Мусин, у которого «в карманце сыскан корень, и тот корень Гаврилка держит для звериного промысла». Соседи дали показания, из которых следовало, что Гаврилка мог заниматься, а мог и не заниматься охотой. Тогда воевода велел пытать Гаврилку, чтобы узнать, «для какого волшебного дела он корень тот держал».

В 1628 году в Ржеве как колдун в тюрьму был посажен крестьянин, который носил некий корень рядом с нательным крестиком. За арестом этого крестьянина последовало масштабное дознание в его селе. Выяснилось, что некий «дохтор» дал подозреваемому корень как средство от эпилепсии. И, действительно, когда следователи вернулись в Ржев, они обнаружили, что крестьянин уже несколько дней находится в приступе «черной болезни».

Случаев, когда власти не могли отличить колдовство от знахарства, в XVII веке было предостаточно. В 1676 году в Кашине был задержан Савка, который корнем лечил «людей и лошадей от всяких скорбей». Пока это выясняли, знахарь сидел в тюрьме.

Накликали суд


Колдовские процессы не могли продолжаться вечно. Другое дело, что в России они прекратились не столько благодаря просвещению и развитию наук, сколько по той же самодержавной воле, которая насаждала их на протяжении предшествующих столетий.

В XVII веке, одновременно со взлетом экзорцизма в Европе, в Московском государстве распространяется эпидемия кликушества. Кликуша, или икотница — это женщина, в которую, по поверью, вселился бес. Но сделал он это не по своей воле: в кликушу его посадил колдун или ведьма. Считалось, что кликуши не выносят аромата ладана, поэтому их беснования обычно случались в церквях. Во время приступов они выкрикивали имена людей. Те, на кого указывали кликуши, автоматически становились подозреваемыми — в том, что посадили беса в женщину. Бред кликуш считался неоспоримым доказательством, поэтому «окликаным» оставалось только терпеть пытки.

Изображение


В конце XVII века кликуши становятся инструментом борьбы между группировками придворной элиты. Перед тем, как Петр I окончательно взял власть в свои руки, кликуш для распространения наветов на молодого царя активно использовала партия царицы Софьи; после для тех же целей — противники его реформ.

Это вселило в Петра убеждение, что с кликушеством и колдовством нужно покончить. Только теперь эти явления уже не казались загадочными — человеку Нового времени они представлялись обманом и шарлатанством. Впрочем, боролись с ними теми же методами, что и раньше.

В 1715 год выходит указ, запрещающий кликушество: «Ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то сих имея, приводить в приказы и допрашивать под пыткой». Но уже на следующий год Петр подписывает новый, поистине революционный указ, согласно которому кликуши и колдуны как мошенники подлежали гражданскому суду. Еще один антикликушеский указ последовал уже при Анне Иоанновне: лишать сана священнослужителей, который держат в церквях кликуш и не доносят на них.

Правда, несмотря на эти прогрессивные меры, в провинции «показания» кликуш еще во второй половине XVIII века приводили к возбуждению уголовных дел. Теперь, однако, кликуши обвиняли людей в воровстве, убийствах, обмане и других преступлениях, не имевших отношения к потустороннему миру. Государство реагировало на изменившийся тренд, и в марте 1770 года появляется очередной указ — «О предостережении судей от неправильных следствий и решений по делам о колдовстве и чародействии и о наказании кликуш плетьми, яко обманщиц». В этом пространном документе указывалось, что суеверие имеет своей природой не только «закоснелое легкомыслие многих людей», но и корысть, злобу и обман.

В законодательстве Российской империи специальные наказания для кликуш и совершающих навет в колдовстве сохранялись вплоть до 1917 года. По Уложению о наказаниях 1885 года за подобные преступления предусматривался срок в тюремных психбольницах от 4 до 8 месяцев.

Иногда факт мошенничества гражданские суды доказать не могли. Так случилось с крестьянином Уколом Фатеевым, который жил в Белгородском уезде Курской губернии. В конце XIX века односельчане обвиняли его в колдовстве, да и сам он этих обвинений не отрицал. Однако из-за того, что колдовские способности Фатеева не вызывали сомнений ни у кого, кроме судей и судебных экспертов, найти свидетелей, чьи показания могли бы доказать факт мошенничества, власти не смогли. Напротив, его односельчане пытались убедить суд, что Укол действительно умеет колдовать. Он был оправдан и продолжил «наводить порчи» на соседей.

Колдовство и электричество


Петровские реформы в России совпали с важными переменами на Западе. В Европе формировалась современная научная картина мира, религия теряла свой прежний авторитет. Костры инквизиции гасли; проект Просвещения делал ставку не на традицию, богов и магию, а на человеческий разум.

Новое мировоззрение было заимствовано и адаптировано в России, но плоды Просвещения в здешнем климате созревали медленно — вплоть до XX века обвинения в колдовстве будут оставаться мотивом преступлений и поводом для судебных разбирательств.

В 1770 году судили крестьян украинского села Войтовка, которые участившиеся смерти односельчан связали с появлением в округе упыря. Очевидцы, якобы видевшие упыря, рассказывали, что тот ходит в темных длинных одеждах. Крестьяне сделали вывод, что это местный священник. Жители села стали допрашивать попадью, которая сообщила, что ее муж, действительно, страдает бессонницей, а потому ночами иногда гуляет. Священника разыскали, притащили на кладбище, и, вогнав в грудь осиновый кол, бросили в могилу и еще живого закопали. Правда, смертность в селе так и не сократилась.

Изображение


В Новогрудском уезде (нынешняя Белоруссия) в селе Окопович летом 1855 года случилась засуха. В той местности царило поверье, что вызвать дождь можно, если закопать живьем старуху. В один из дней в Окоповиче хоронили детей, и собравшаяся толпа затолкала к внукам в могилу их бабушку. Совершившие это преступление получили по 12 лет каторги.

Еще более частым явлением были народные расправы над ведьмами. В 1879 году в родное село в Новгородской губернии вернулась солдатская жена Игнатьева, которая до этого с мужем проживала в Петербурге. С собой она привезла столичную косметику и лекарства, которыми хвасталась перед односельчанами, опознавшими в них колдовские зелья. Ее приезд совпал со вспышкой какой-то болезни, унесшей жизнь нескольких женщин. Как и было веками принято в таких случаях, Игнатьеву обвинили в колдовстве и сожгли в собственной избе. Но, как ни странно, суд присяжных оправдал крестьян, участвовавших в расправе: их поступок списали на недостаток просвещения среди сельского населения, лишь трое были приговорены к церковному покаянию.

В 1893 году в городе Мышкине Ярославской губернии случилась во многом похожая история. У местной жительницы Ольги Брюхановой появились симптомы психического расстройства, однако врача, способного поставить диагноз, рядом не было. Поэтому женщина решила, что свекровь навела на нее порчу. Ольга обходила соседей и объясняла все нехорошее, что происходило с ней в жизни, происками свекрови-ведьмы. Удалось ей подговорить и мужа, который согласился принять участие в самосуде над матерью. На церковный праздник Введения Богородицы во Храм, 21 ноября заговорщики собрались в доме у Брюхановой, куда вызвали ее свекровь. Там 70-летнюю женщину избили «до бессознательности», а затем положили на печь, с которой она свалилась и умерла. Но в этот раз суд был строг: всех участников расправы приговорили к каторге, а Брюханову отправили на постоянное лечение в психиатрическую больницу.

В 1895 году в Москве на Никольской улице у часовни святого Пантелеймона собралась большая толпа паломников. Туда привезли чудотворную икону. Чтобы приложиться к ней, из подмосковного села прибыла крестьянка Наталья Новикова. В толпе ходил нищий мальчик, которого она решила угостить яблоком. В тот момент, когда ребенок его укусил, с ним случился эпилептический припадок. Паломники закричали: «Мальчика испортила вот эта баба! Ведьма! Мальца заколдовала!». Женщину стали избивать.

Рядом случайно оказался мелкий чиновник Лев Нейман, который попытался помочь женщине, но тут же оказался обвиненным в потворстве «нечистой силе» и чуть не стал жертвой разъяренной толпы. Вырвавшись, Нейман нашел полицейских, которые и спасли женщину.

Свой материал об этом происшествии московский журналист заканчивал пассажем, который стоит того, чтобы привести его здесь целиком: «И над сценой этой средневековой расправы ярко сиял электрический фонарь великолепной аптеки Фаррейна, и повезли изувеченную Новикову в больницу мимо великолепного Политехнического музея, в аудитории которого еженедельно возвещается почтеннейшей публике то о новом способе управления воздухоплавания, то о таинствах гипнотизма, то о последних чудесах эдисоновой электротехники. И когда привезли Новикову в больницу, то, вероятно, по телефону, этому чудесному изобретению конца XIX века, дали знать в дом обер-полицмейстера, что вот-де в приемном покое такого-то полицейского дома лежит женщина, избитая в конце XIX века по всем правилам начала века XVI-го».


zona.media

_________________
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.

Изображение
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: