Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
Адора
 Заголовок сообщения: Древние обычаи спартанцев
СообщениеДобавлено: 17 авг 2019, 03:49 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2010, 11:44
Предыдущее посещение: Вчера, 19:13
Сообщения: 42209
Знак Зодиака:
Дева
Текст приводится по изданию: Плутарх. Моралии: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999.- 1120 с. (Серия "Антология мысли").


1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает: “Ни одно слово не выходит за них”.1

2. Больше всего спартанцы ценят так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам. Говорят, что сицилийский тиран Дионисий купил спартанского повара и приказал ему, не считаясь ни с какими расходами, приготовить такую похлебку. Однако, попробовав, он с отвращением ее выплюнул. Тогда повар сказал: “О царь, чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях”.2

3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно ходить по дорогам по ночам.3

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.4

5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело.5

6. Молодые люди спали совместно по илам и агелам6 на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.7

7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.8

8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки.9 Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.10

9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии.11 Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.

11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного.12

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.13

13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют.14

14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

15. Было три хора: каждый во время праздников представлял определенный возраст. Хор старцев, начиная, пел:

Когда-то были мы сильны и молоды!

Его сменял хор мужей в расцвете лет:

А мы сильны и ныне.— Хочешь, так попробуй сам.

Третий хор мальчиков подхватывал:

А мы проявим доблесть даже большую!
15

16. Темы их маршевых песен побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Их пели хором под звук флейты во время наступления на врага. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.16

17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.17

18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а также плач и рыдания при похоронах.18

19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины,19 чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания.

20. Ликург ввел ксеноласию — изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному.20

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав.

22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни, установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого начала мойру.21

23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.22

24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.23

25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, — то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство.24

26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость.

27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше ничего.

28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть.25

29. Любители поговорок часто приводят слова:

Не приложивши рук, богов не призывай, то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а иначе не стоит.26

30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства.27

31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери.

32. Они пользовались не железными скребками, а делали их из тростника.28

33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами.29

34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:

Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает

Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.
30

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.

37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой.

38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею.31

39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.32

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли “диамастигосис”, и происходило оно каждый год.33

41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.34

42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему.35 Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано:

“Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит”.36 Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями.

Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой.37 Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив,38 признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне, хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении,39 осмелились не принимать участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить фороса.40 Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами. Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались под властью римлян.

Примечания:

1. “...не выходит из них”. — См. Ликург, 12; Заст. бес. с. 188 и примеч.

2. “...в физических упражнениях”. — См. Ликург, 12, где изложение несколько короче (нет упоминания о физических упражнениях, а сам эпизод связан не с Дионисием, а с одним из понтийских царей).

3. ...по ночам. — Эти сведения восходят к Ксенофонту (Лаконское государство, V 7).

4. ...добиваться победы. — См. Ликург, 16; Isocrates Panathenaicus, 209, где рассказано о своеобразной спартанской “евгенике” (уничтожение слабых и безобразных детей).

5. ...умащать тело. — Натирание после бани тела растительным (чаще всего оливковым) маслом входило в древности обязательным элементом туалета зажиточного человека. Ср. Ликург, 16; Ксенофонт, Лаконское государство, II 4.

6. ...по илом и агелам... — Агела (буквально “стая”) — подразделение мальчиков; ила — группа подростков. В каком отношении друг к другу были эти подразделения, сказать трудно.

7. ...способно согревать. — Этот параграф почти дословно вошел в биографию Ликурга (гл. 16).

8. ...лишался гражданских прав. — Этот апологетический экскурс находится в противоречии со многими фактами, сообщаемыми Плутархом и другими авторами. О платонической любви спартанцев к красивым юношам см. также: Ликург, 18; Ксенофонт, Лаконское государство, II 12 сл.; Элиан, Пестрые рассказы, III 10 и 12.

9. ...придумывал отговорки. — Сообщение восходит к Ксенофонту (Лаконское государство, II 10).

10. ...еще большему поношению. — Ср. Ксенофонт, Лаконское государство, VI 2.

11. ...в их присутствии. — См. выше изречение Телекла (Изр. спарт. с. 471).

12. ...не прикажет... ничего дурного. — См. Ксенофонт, Лаконское государство, VI 2.

13. ...не останавливаться. — Место восходит к Ксенофонту. (Лаконское государство, II 629) и Исократу (Isocrates Panathenaicus, 211-214), ср. Ликург, 17.

14. ...грузность и полнота этому препятствуют. — Мысль, заимствованная у Ксенофонта (Лаконское государство, II 5-6), повторяется в биографии Ликурга (Ликург, 17).

15. ...доблесть даже большую! — Эта песня приводится также в биографии Ликурга (Ликург, 21) и в Plu. De laude ipsius (544 Е).

16. ...достойные доброй славы. — О жертвоприношениях Музам см. также: Ликург, 21; Фукидид, V 70; D. Chr. II 31 М, 92 R; Ath. 632 F.

17. ...сверх положенных семи. — О консерватизме спартанцев и их стремлении сохранить древние лады и правила исполнения музыкальных произведений писали многие. См. выше примеч. к изречению Экпрепа (Изр. спарт. с. 446).

18. ...при похоронах. — Об этом Ликурговом законе Плутарх пишет в его биографии (Ликург, 27). Сходное мероприятие, преследующее уравнительные цели, провел в Афинах Солон (Солон, 21). Целью его было обуздать чванство аристократов, нанимавших многочисленных плакальщиц.

19. ...покидать пределы родины... — Этот закон был введен в начале VI в. до н. э., после второй Мессенской войны, и ставил целью не допустить имущественной дифференциации и внутренних противоречий у спартанцев. Ср. Ликург, 27.

20. ...чему-либо дурному. — Подробно тому как спартанцам был запрещен выезд за границу, так и иноземцам было запрещено посещать Спарту. Уже находившиеся в стране иностранцы были изгнаны (ксенеласия буквально — “изгнание иноземцев”).

21. ...с самого начала мойру. — Мойрой или морой называли в Спарте подразделение граждан. Согласно Ксенофонту (Лаконское государство, 11, 4), вся спартанская пехота состояла из шести мор, каждая из которых делилась на четыре лоха. Примером длительного проживания в Спарте иностранца было пребывание там Алкивиада (415-412 гг. до н. э.).

22. ...уходил. — Материал заимствован у Ксенофонта (Лаконское государство, VI 3-4) и Аристотеля (Политика, II 5).

23. ...скрыть кровь. — См. Ксенофонт. Лаконское государство, II 3; Элиан, Пестрые рассказы VI 6; Val. Max. II 6, 2.

24. ...осваивать полководческое искусство. — Следует учитывать, что жертвоприношение сопровождалось угощением участников. Жертва петуха не давала возможности устроить трапезу, а полученный в награду за военную хитрость бык предоставлял спартанцам редкий случай отведать жареного мяса.

25. ...воинская доблесть. — См. выше, примеч. 4 к изречению Харилла (Изр. спарт. с. 471).

26. ...иначе не стоит. — Ср. русскую поговорку “на бога надейся, а сам не плошай”. Ср. Paroemiographi, II 653.

27. ...отвратить их от пьянства. — Плутарх неоднократно упоминает этот спартанский обычай (Plu. De virt. 455 Е; Ликург, 28; Деметрий, 1). Ср. также: Платон, Законы, 816 Е.

28. ...из тростника... — Скребки (стригили) употребляли для очистки песка, налипшего на тело при борьбе и других гимнастических соревнованиях.

29. ...вразрез с их законами. — Объяснение Плутарха кажется наивным. Отсутствие в Спарте театральных представлений связано с тем, что появление их в Греции (VI в. до н. э.) совпало с введением в Спарте запрещения гражданам заниматься чем-либо, кроме военного дела. С этого времени в Спарте не стало ни поэтов, ни ученых, и некому было ни сочинять, ни ставить драмы. Ср.: Платон, Законы, 816 сл.

30. ...новый могу я добыть. — PLG, fr. 6 (v. II, р. 384). Стихотворение дано в переводе В. В. Вересаева. Эта мысль Архилоха встречается и у других древних авторов. См. Гораций, Оды, II 7; Val. Max. VI 3, ext. 1. Рассказ об изгнании Архилоха из Спарты — поздний анекдот.

31. ...в Пилею. — О местонахождении Пилеи ничего не известно. Смысл отрывка можно восстановить только предположительно. По-видимому, юношам полагалось идти из гимнасия прямо в казарму.

32. ...с важностью дела. — О краткости речей спартанцев (лаконизме) см. выше — Изр. спарт, с. 422, и др.

33. ...каждый год. — Диамастигосис (буквально — “бичевание”) носил, по-видимому, также религиозный характер и был своеобразной заменой совершавшихся в глубокой древности человеческих жертвоприношений Артемиде (ср.: “Ифигения в Тавриде” Еврипида). Сообщение о бичеваниях мальчиков восходит к Ксенофонту (RL, 2, 9) и повторяется Плутархом в некоторых биографиях (Ликург, 18; Аристид, 17), см. также: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, VI 20; Цицерон, Тускуланские беседы, II 14.

34. ...не стремились бы к накоплению. — О том, что спартанцы не занимались производительным трудом, см. выше: Изр. спарт. с. 433 и примечание к этому месту.

35. ...к худшему. — Наивное объяснение Плутарха не позволяет понять основную причину потери спартанцами господства на море. Главным было воссоздание афинского флота, построенного на деньги Персии, опасавшейся чрезмерного усиления Спарты.

36. “...Спарту погубит”. - См.: Агид, гл. 9; D. S. VIII 12, 5; Paroemiographi, I 39, 201.

37. ...пользуясь доброй славой. — Идеализация спартанского строя характерна для аристократических писателей и опровергается свидетельствами современников расцвета Спарты. Нарисованная Плутархом картина упадка Спарты также восходит к аристократической традиции, прежде всего к Ксенофонту (Лаконское государство, XIV).

38. ...после разрушения Фив... Александр подавил начавшееся после убийства Филиппа II восстание греческих городов и разрушил Фивы, обратив жителей в рабство (335 г. до н. э.).

39. ...искры Ликурговых установлений..., указывает на влияние Платона (Законы, 677 В).

40. ...не платить фороса. — Коринфский союз, созданный македонским царем Филиппом II после битвы при Херонее (338 г. до н. э.), формально управлялся Союзным советом (Синедрионом), куда входили все греческие государства, кроме Спарты. Эти государства обязаны были вносить в союзную казну взносы (форос). Фактически казной распоряжалась Македония, в руках которой сосредоточилась вся власть.

Изображение

_________________
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

В Ведьмах всегда гармонично сочетаются - жестокий Ангел и милосердный Демон...

Изображение
Вернуться к началу
 
wetrust
 Заголовок сообщения: Re: Древние обычаи спартанцев
СообщениеДобавлено: 17 авг 2019, 04:35 

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2016, 08:39
Предыдущее посещение: Вчера, 19:52
Сообщения: 1887
Знак Зодиака:
Водолей
Откуда: АТМТА
Ежели сравнить а древним Римом то прикольно получится ,китай например у Рима историю слизал ,хотя мог и у греков позаимствовать ,когда демократию лелеят то вокруг раболепствуют все , а когда уважение к чуждым мыслям то целый отряд философов порождается.Зачем нам римское право ,мне больше филонить нравится ,это тяжелее работа чем надсматривать за окружением,ты всё равно не сможешь изменить реальность,а вот гуманитарии это с лёгкостью практикуют,7 раз подумав.

_________________
Яд обиды перейдет в пламя ярости,можно сгореть.
Вернуться к началу
 
Адора
 Заголовок сообщения: Re: Древние обычаи спартанцев
СообщениеДобавлено: 29 окт 2020, 09:44 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 сен 2010, 11:44
Предыдущее посещение: Вчера, 19:13
Сообщения: 42209
Знак Зодиака:
Дева
9 популярных мифов о спартанцах, которые навязаны нам художественной культурой


Спартанцы являются одним из самых мифологизированных обществ античности. Так уж получилось, что представление у большинства людей о Спарте и ее жителях сформировалось главным под действием художественных произведений.

В целом, ничего удивительного в этом нет, ведь даже о Ледовом побоище у нас знают главным образом по фильму «Александр Невский». Что уж говорить о каких-то спартанцах, которые жили еще раньше. Впрочем, это не значит, что с мифами в сознании не нужно кончать.

Изображение



1. Самоназвание спартанцев

Изображение

Лямбда на щитах - первая буква настоящего названия Спарты.


Стоит справедливости ради отметить, что большинство народов и обществ в истории не называли себя так, как их называем мы сейчас. Названий, которыми мы сегодня пользуемся, являются историографическими конструктами (введенными учеными-историками), и появились много позже. Самый простой пример – название Киевская Русь. Появилось оно только в XIX столетии благодаря имперским историкам России. Сами жители древнерусского государства никогда не называли свою отчизну таким образом.

Все тоже самое и со спартанцами. Правда, их так обозвали не «коварные» историки, а римляне в результате ошибки. Завоеватели прозвали спартанцев – спартанцами от греческого слова «спартиаты», которые означало свободных полноправных граждан.

Сами же спартанцы называли себя лакедемонянами. Город Спарта до прихода римлян назывался соответственно Лакедемон, а земли спартанцев – Лакония. Кстати, именно по этой причине у спартанцев на щитах красуется греческая буква лямбда «Λ».


2. 300 спартанцев спасли Грецию

Изображение

Битва при Фермопилах не спасла Грецию от завоевания.


Героическое отношение к подвигу 300 спартанцев во многом было сформировано уже в XX веке - в эпоху формирования национальных мифов. Образ 300 героев и царя Леонида оказался весьма удобным для создания этакой национальной греческой легенды о борьбе народа за независимость. В действительности же все не так просто и однозначно. Судя по всему, современники относились к подвигу Леонида куда умеренней, если не сказать, что отношение к нему было неоднозначным.

Во-первых, спартанцев было не 300. По мнению историков, тремя сотнями была представлена лишь тяжелая элитная пехота царя Леонида из числа свободных граждан. Помимо этого, в ущелье было еще до 7 тысяч греков из разных городов. Царь Леонид действительно возглавлял коалицию и приказал большей части войска покинуть ущелье и отступать в нижнюю Грецию, когда стало понятно, что персы окружают объединенную армию. Впрочем, даже после этого в ущелье остались не только воины самого Леонида. До самого конца с ними сражались еще по меньшей мере 500-700 бойцов из Феспии и Фив.

Во-вторых, хотя решение Леонида и позволило сохранить значительную часть греческого войска, битва в Фермопилах лишь отсрочила неизбежное. После победы в ущелье персы прошли огнем и мечом по большей части Центральной Греции. Они сожгли множество городов, включая Афины, и оккупировали большую часть Эллады. Многие современники винили за это именно спартанцев, которые отказались договариваться с персами.

Избавиться от персидского ига греки смогли только через 30 лет в 479 году до н.э после восстания и решающей битвы при Платеях. Тогда коалиционное войско вновь возглавили спартанцы и афиняне.


3. Спартанцы убивали детей

Изображение

Никаких костей младенцев в захоронениях рядом с Тайгетом


Пожалуй, одна из самых мифологизированных традиций Спарты. Миф был создан (судя по всему, по ошибке) еще греческим философом и писателем римской эпохи Плутархом (46-127 год до н.э), который в своих сочинениях описал ужасную традицию убийства в Спарте нежизнеспособных младенцев путем сбрасывания их с горы Тайгет. В результате, данный «факт» о быте спартанцев транслировался из века в век, сегодня он есть почти во всех учебниках и в абсолютном большинстве художественных произведений. Однако, есть два важных «но».

Первое, в 2010 году группа археологов Университета Афин под руководством Теодоруса Пистоса произвела масштабные раскопки у горы Тайгет и вообще не нашла там никаких детских костей. Рядом с Тайгет действительно нашли захоронение, однако покоящиеся там останки принадлежат людям в возрасте от 18 до 50 лет. Ни одной косточки младенца!

Изображение

Обычай описывал Плутарх, который жил через 300 лет после тех событий


Второе, традиция наказания провинившегося человека в древнем обществе путем сбрасывания его с горы существовала не только в Спарте, но и во многих других местах (в том числе в других полисах Древней Греции). Так, что скорее всего Плутарх или что-то напутал, или транслировал какие-то заблуждения из доступных ему источников.

Стоит понимать, что Плутарх жил во I-II веке до нашей эры, а Греко-персидские войны были в V веке до нашей эры. Таким образом, сочинение Плутарха о быте в Спарте – это все равно, что сочинение современного человека о нравах и быте в России во времена Петра I. Не исключено, что греко-римский автор мог сам стать жертвой мифов, сформированных в качестве пропагандистских памфлетов в годы Пелопонесской войны (431-404 год до н.э) между Афинами и Спартой за владычество над Грецией.


4. Жители Спарты были равны

Изображение

Спарта была типичным греческим полисом


Из современных фильмов складывается впечатление, что Древняя Спарта – это такое военизированное общество, убивающее людей по выходным, где нет никакого расслоения и все помешаны спортом и оружием. На деле же все совсем не так. Спартанское общество – типичный пример древнего полисного общества, мало чем отличающийся по своей сути и деталям от устройства других полисов Древней Греции.

Общество Лаконии делилось на множество категорий. Спартиаты или гомеи (последнее переводится как «равные») – полноправные свободные граждане полиса, обладающие правом на владение землей, обязанные нести воинскую службу и участвовать в политической жизни города. Илоты – бесправные рабы. Неодамоды – бывшие рабы, которые получили свободу и обязанность служить в армии, но не получили гражданских прав. Гипомейоны – обедневшие или провинившиеся перед обществом свободные граждане, которые были лишены части прав по решению общества Спарты. Периэки – свободные жители прибрежных районов Лаконии, которые при этом не имели политических прав. Мофаки – не коренные спартанцы, которые заслужили право получить гражданство.

При этом право быть гражданином в Спарте еще нужно было заслужить, даже детям полноправных членов общества.


5. Непобедимое войско

Изображение

Войско лаконцев мало чем отличалось от армий других полисов


Перефразируя классика: «Любой спартанец может расправиться с сотней афинян». Войско Спарты - еще одна исключительно мифологизированная тема. Во многом современный имидж армии Лаконии сформирован именно Греко-Персидскими воинами и, в частности, уже упомянутой Битвой при Фермопилах. В действительности, их армия мало чем отличалась от войска любого другого крупного греческого полиса своей эпохи. Это все та же тяжелая пехота в лице гоплитов, легкая пехота в лице застрельщиков и небольшое количество конницы.

Били спартанцев регулярно (как и всех остальных). В битве при Сфактерии 425 года до н.э лаконцы сдались афинянам. Коринфскую войну 395-387 годов до н.э Спарта проиграла. Спартанцев били фиванцы в битве при Левктрах в 371 году до н.э. Список можно продолжить.

Конечно же, все это не помешало Спарте стать одной из доминирующих сил Греции. Предки спартанцев, пришедшие в Грецию, действительно были чрезвычайно воинственны. Однако, те спартанцы, которых мы рассматриваем, уже мало чем отличались от остальных греков. После Греко-персидских воин могущество Спарты было обусловлено тем, что она могла выставить самое большое войско во всей Греции – до 8 тысяч бойцов на пике могущества. Само собой, это были не только спартанцы, но и многочисленные союзники.

Таким образом, истинное могущество древнего полиса складывалось не только из какой-то «особой свирепости» и исключительной воинской подготовки, но в первую очередь из политики, дипломатии и экономики.


6. В Спарте все было только ради войны

Изображение

С культурой в Спарте тоже все было в полном порядке


Данный миф является продолжение уже описанного выше. На самом деле спартанцы жили не только ради войны, как может показаться, например, из действительно весьма удачного и крутого исторического фентези «300 спартанцев» Зака Снайдера. Лаконцы были абсолютно нормальным греческим обществом, опять-таки мало чем отличаясь от большинства других обитателей Эллады. Культ физической культуры существовал во всех полисах. Также как во всех полисах «гражданин» равнялось «воин». Всякий свободный мужчина – защитник своего города и одновременно с этим беспринципный захватчик и грабитель соседнего.

Военное мастерство спартанцев было таким же, как и у всех остальных греков – это использование классической эллинистической фаланги из тяжелой пехоты со щитами и копьями, которая поддерживается кавалерией и легкой пехотой в лице пращников, метателей дротиков и лучников. Прививание молодежи дисциплины, послушания, уважения к старшим, порицание праздности и распутства – все эти элементы общественной жизни были характерны абсолютном всем грекам.

Что действительно отличало спартанское общество, так это отношение к женщине. В отличие от большинства других мест, спартанки обладали полными правами (в первую очередь политическими и правами на владение собственности). Все это было конечно же вовсе не от какого-то там «феминизма». Скорее всего, подобное отношение к женщине стало наследием совсем древних времен, когда многие мужчины погибали в многочисленных конфликтах и целые рода оставались без половозрелых представителей сильной половины. В результате чего, правами собственности и голоса стали наделять женщин, чтобы рода имели возможность сохранять свои богатства.

В истории существует по крайней мере еще один подобный пример – общество викингов (и шире древних германцев), где женщина на фоне соседних обществ обладала куда большими правами. Продиктовано это было также тем, что каждый род имел совершенно конкретный риск остаться без мужчин в какой-то момент. В итоге, общины стали передавать права собственности женщинам, чтобы избежать междоусобных конфликтов за ресурсы.


7. Спартанцы – убийцы и воины

Изображение

Жили спартанцы, как и все греки


Спартанцы были вовсе не грубыми и неотесанными брутальными вояками. Им была не чужда поэзия, театр, музыка, скульптура. Достаточно сказать, что классическая древнегреческая музыка и поэзия были созданы как раз спартанцем (не врожденным, свои права он получил позднее) – Терпандром. А вот знаменитый поэт Алкман и вовсе был спартанским рабом, которого даже опустили на волю за то, что он слагал по-настоящему прекрасные произведения для своего времени.


8. Афины и Спарта – друзья

Изображение

Отношения были разными и уж точно непростыми


Да, Афины и Спарта действительно друзья… заклятые, друзья до зубной боли и зуда в пятой точке. На самом деле, здесь все просто. Отношения между полисами были разными на разных отрезках истории. В целом же их можно охарактеризовать, как отношения двух государств-соседей. А ведь как известно, нет хуже людей, чем родственники и соседи! Спарта и Афины зачастую были драйверами греческой цивилизации. Они отлично объединялись перед лицом общего врага и также отлично воевали друг с другом за господство в Элладе.


9. Спартой руководил Царь

Изображение

Не один только царь


В Афинах – демократия, в Спарте – деспотия. А на самом деле и там, и там олигархия. Хотя конечно же, политические системы двух полисов отличались, и все написанное выше – упрощение. Тем не менее, правил Спартой не один только царь. Эта должность передавалась по наследству, однако в полисе могло быть два царя в ряде ситуаций. Очень часто при царях были соправители, что-то вроде древних временщиков, этаких «кардиналов Ришелье». Кроме того, огромное значение играл совет старейшин, который имел около 50% всей власти и полномочий в государстве. То, что власть одного человека нужно ограничивать, спартанцы понимали не хуже афинян.

Впрочем, делали они это (как и везде) вовсе не от какой-то особой прогрессивности, а в первую очередь по причине того, что к власти рвались многие, а получали ее далеко не все. Во всяком случае, в желанном объеме. Кроме того, один человек никогда не может справится со всем, хотя бы потому, что он не может быть одновременно в двух местах. Это было серьезной проблемой даже для такого весьма небольшого государства, как Древняя Спарта. При том же царе Леониде был соправитель, который руководил Лаконией, когда царь отправился в поход против персов.

_________________
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

В Ведьмах всегда гармонично сочетаются - жестокий Ангел и милосердный Демон...

Изображение
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: