Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Олмаз
 Заголовок сообщения: Отношение к сновидениям в различных культурах
СообщениеДобавлено: 21 окт 2019, 08:17 
Кудесница
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 ноя 2013, 14:28
Предыдущее посещение: 11 ноя 2019, 06:05
Сообщения: 29876
Знак Зодиака:
Козерог
Откуда: Магіла Льва... Беларусь
Вы никогда не задумывались над тем, что, игнорируя сновидения, современный человек добровольно словно отказывается от трети своей жизни? Подобным отношением мы фактически лишаем себя уникального опыта, который уже не восполнить никаким иным способом.

Сосредотачиваясь исключительно на дневном восприятии, мы отрицаем сновиденную реальность, предавая тем самым самого себя, свою человеческую натуру. Но всегда ли так было? Предлагаем посмотреть на историю развития современной цивилизации под неожиданным ракурсом, и определить, каким образом менялось отношение человека к своим снам и сновидениям на протяжении веков – от палеолита до современных дней.

Предварительно сделаем небольшое замечание. Независимо от рассматриваемой культурной традиции, существовало три практики по отношению к сновидениям:

- прежде всего, людей интересовало, как вызвать (инкубировать) или "заказать" сновидение;

- как интерпретировать и истолковать сновиденные образы;

- наконец, каким образом использовать состояние сновиденного сознания в магических, религиозных, лечебных и прочих целях.

Изображение



1. Примитивные культуры
Согласно современным исследованиям нейрофизиологов, сновидения, схожие с человеческими, возникли у млекопитающих и птиц около 100 миллионов лет назад.

Жизнь наших далеких предков была более целостной, поскольку они не разделяли дневное и сновиденное восприятие, считая их одинаково реальными. На ранних этапах формирования религиозных представлений сновидениям, а также видениям, полученным в результате того или иного измененного восприятия, уделялось самое пристальное внимание. Ведь в этом состоянии сознания человек мог вступать в контакт с божествами и предками, разговаривать с животными и растениями, общаться с духами местности, где он жил, а также переноситься в иные области запредельного мира.

Самые древние представления о сновидении заключаются в том, что это – путешествие души вне тела. В связи с этим существовали различного рода запреты, в том или ином виде дошедшие до нас в виде суеверий: например, нельзя передвигать спящего или менять его позу, иначе душа, вернувшись, не найдет своего тела; нельзя резко будить сновидца, чтобы не повредить душе, которая, возможно, переживает в данный момент опасный эпизод в сновидении.

Становление культуры и религии, основанной на опытах сновиденных путешествий первых шаманов за границы видимого мира, произошло еще во времена каменного века. И для лучшего понимания системы мировоззрений первобытного человека следует обратиться к изучению культур, сохранившихся до наших дней в своей изначальной форме.

Благодаря антропологическим исследованиям Чарльза Тарта и Джорджа Леонарда весь мир узнал об удивительном малазийском племени сеноев, активно практикующих осознанные сновидения. Сон для них – своеобразное продолжение яви, точнее, способ нейтрализации страхов и урегулирования возникающих внутри племени конфликтов. Они с детства обучаются правилам поведения во сне, и извлекают из этого творческие результаты.

Когда сеной встречается в сновидении с угрозой или опасностью, он учится преодолевать свой страх перед ним, настраиваясь на победу в своем следующем сне. Повзрослев, они обучаются принимать решения в повседневной жизни, опираясь на свои сны. Подобный позитивный подход к сновиденной практике улучшает эмоциональное здоровье. Депрессия, невроз и психозы, хорошо знакомые нам, исключены для сеноев.

Изображение


Мифология практически у всех известных аборигенных народов Австралии сохранила в значительной степени архаическую культуру. Действие в австралийских мифах отнесено к особой старо­давней сакральной эпохе - "Временам сновидений", - которая противопоставляется настояще­му времени. Во времена сновидений тотемные ге­рои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных и растения, определили рельеф местности и создали обряды.

Открытие шаманского дара во сне от предков и потусторонних существ - явление очень широко распространенное и встречающееся повсеместно среди современных шаманов Сибири и коренных народов Америки. Во время инициации через сон шаман видит своего "внутреннего учителя" в лице умершего предка или древнего шамана, а также потусторонних существ.

Для шаманов важнейшей задачей является реализация в сновидении поставленного намерения, будь то лечение, поиск пропавших людей, животных или что-либо другое. Это требует не только навыков сохранения осознанности, но и ясной памяти о том, что и как нужно делать.

Изображение



2. Древний Египет и античность
Древние египтяне относились к сновидениям как к посланиям богов. Лучше всего это иллюстрирует легенда, высеченная на гранитной плите, расположенной между лап большого Сфинкса в Гизе. Будущий фараон Тутмос IV (XIV век до н.э.), хотя и был сыном Аменхотепа II, не являлся наследником трона. Заснув однажды в тени Сфинкса, он увидел бога Гармахиса, олицетворением которого и считался большой Сфинкс. Гармахис потребовал расчистить его от песков, которые приносились ветром пустынь. В награду за эту услугу бог обещал сделать Тутмоса фараоном. Проснувшись, Тутмос набрал рабочих, расчистил Сфинкса и вскоре стал фараоном.

Изображение
статуя большого Сфинкса в Гизе


По сообщению древнегреческого историка Диодора (I века до н.э.), таинство вызывания снов происходило в храме великой богини Изиды, жрецы которой владели особым искусством инкубации или «привлечения» сновидений.

В период правления Птолемея I (IV век до н.э.) египетские жрецы предприняли попытку совместить религиозные представления коренного и греческого населения Египта, для чего были разработаны культы новых божеств. Самым популярным из них оказался Серапис (Осирис-Апис), отождествлявшийся также с греческим Аидом. В разных областях страны находилось несколько посвященных ему храмов – серапеумов. В них жрецы, специализировавшиеся на разгадывании снов, истолковывали их и совершали предсказания по ним.

Обычные же египтяне приходили в храмы Сераписа за советом в трудной жизненной ситуации. Для того чтобы получить искомое, люди специальным образом готовили себя: совершали очищения, предварительные ритуальные жертвоприношения и возносили специальные молитвы, после чего засыпали в священном храме в надежде увидеть пророческое сновидение, способное помочь им в решении возникшей проблемы.

Изображение
египетский бог Серапис (Осирис-Апис)


Во многих мифологических представлениях ночь, смерть и сон связаны общими близкородственными корнями. В греческом пантеоне бог вечного мрака Эреб и богиня ночи Никта порождают бога смерти Танатоса и Гипноса – покровителя и властителя сновидений.

Гипнос отражает состояние глубокого сна без сновидений, он обитает в пещере, где царит вечный мрак и откуда вытекает родник забвения. В пещере находится огромное и прекрасное ложе, на котором покоится Гипнос. Вступив в отношения со своей матерью, он производит на свет Морфея – того, кто формирует сны о людях. От Гипноса также появляется бог Фантас, олицетворяющий сны о предметах; другим сыном Гипноса был двуликий Икел-Фобетор, насылающий сны о земных тварях, которые могли предстать или как защитники, или как устрашающие враги.

Таким образом, Гипнос дает необходимое пространство, а его сыновья Морфей, Фобетор и Фантас наполняют пространство образами, формируя Страну Сновидений.

Изображение
бог сновидений Морфей


Одним из первых письменных документов, фиксирующих представление о сновидениях и их толковании, является "Онейрокритика" ("Толкование снов") Артемидора Далдианского (II век н.э.). В этом труде он изложил накопленный к тому времени опыт снотолкования. В частности, он различает два вида сновидений -"предсказательные" (которые непосредственно предсказывают будущее) и "аллегорические" (нуждающиеся в толковании). За толкованием необходимо было обращаться к оракулу.

Изображение
Асклепий


В Древней Греции существовали многочисленные асклепейоны, храмы, посвященные богу медицины и врачевания Асклепию. В асклепейонах были отведены специальные места, в которых больные, пришедшие в храм, после специальных очистительных ритуалов могли уснуть и узнать причину своего недуга, а также получить исцеляющие сновидения от самого Асклепия, являвшегося к ним во сне в виде белобородого старца с посохом в руке, увитом змеями.

Изображение
Гераклит


Многие древнегреческих философы, высказывали отдельные идеи о феномене сновидений. Так, Гераклит (VI век до н.э.) объяснял сон закрытием органов чувств, в результате чего внешние души не могут проникнуть внутрь тела спящего человека. Поэтому тот во время сна создает свой собственный мир. По Гераклиту, душа во сне неразумна, находится в забытьи, так как выключены связи с внешним миром.

Изображение
Сократ


Сократ (V век до н.э.) верил в божественное происхождение сновидений. Он считал, что они выражают голос совести, которому надлежит следовать.

Демокрит (V век до н.э.) связывал сновидения с остаточным волнением органов чувств, которое продолжается еще и тогда, когда прекращается непосредственное воздействие внешних предметов на них. Сновидение возникает потому, что в уснувших душах сохраняется некоторое движение ощущений, восприятию которых способствует ночная тишина.

Изображение
Демокрит


Изображение
Платон


Платон (V век до н.э.) объяснял сновидение изменением динамики внутреннего огня. Когда наступает ночь и дневной огонь отсекается, внутренний огонь оказывается запертым внутри человека, поскольку он не может соединиться с воздухом. Закрытые веки запирают его внутри человека, и внутренний огонь рассеивает и уравновешивает внутреннее движение, отчего приходит покой. В целом же он считал сновидения проявлением деятельности души. Содержание сна зависит от того, какая из трех составных частей души (разумная, волевая или чувственная) спит, а какая бодрствует.

Изображение
Аристотель


Аристотель (IV век до н.э.) отрицал божественное происхождение сновидений, включая их в круг явлений природы. Он полагал, что образы сновидений – ни что иное, как продукт деятельности наших органов чувств, совершающиеся после того, как чувственное восприятие, связанное с непосредственным воздействием внешних предметов, прекратилось. Однако в самих органах чувств продолжается остаточное возбуждение даже после того, как объект удален. Это остаточное возбуждение и является источником сновидений, подобно тому, как цвет, который мы воспринимаем длительное время, мы продолжаем видеть даже после того, как отвели взгляд от того предмета, который изначально воспринимали.

Изображение
Гиппократ


Гиппократ (V век до н.э.) полагал чрезвычайно важным умение прислушиваться и верно истолковывать сновидения. Значимость последних он связывал с тем, что именно во сне душа оказывается предоставлена самой себе, пока тело отдыхает. Если днем душа вынуждена разделять свое внимание между многими видами деятельности и в результате не принадлежит сама себе, то во сне она управляет своим собственным жилищем и сама совершает все телесные действия. В это время спящее тело не чувствует, тогда как душа сознает, видит и понимает то, что было бы не замечено днем.


3. Восточные культуры
С большим вниманием к сновиденным практикам относились в Китае. При дворе императора постоянно находился жрец-толкователь, который ежедневно записывал сновидения своего повелителя и должен был представлять отчеты о том, что они значат и что предвещают. Это считалось делом государственной важности.

Древние китайцы считали, что сновидения относятся к миру духов и могут предсказывать грядущие события и классифицировали сновидения в соответствии с их источником. Жители Поднебесной полагали, что почти все сновидения возникают из внутреннего источника – души сновидца, но немаловажны были также и внешние условия. При толковании сновидений их нельзя отрывать от контекста. При работе со сновидением обязательно принимались в расчет расположение Солнца, Луны, звезд, равно как и время года. Также считалось, что символизм сновидений обусловливается социальным положением человека, его полом и возрастом, а также традиционной культурой, к которой он себя причисляет или в которой непосредственно находится. Для интерпретации образов сновидений применялись гексаграммы из знаменитой «Книги перемен».

Индийским религиозным философам удалось полноценно интегрировать состояние сновидения в свои представления о структуре мира. Согласно индийской космогонии Маха‑Вишну возлежит на Причинном Океане и находится в состоянии глубочайшего сна. С каждым выдохом он порождает бесчисленные вселенные, а с каждым вдохом происходит их разрушение. Сам Маха-Вишну предстает в своих снах, исходя из развития сюжетных линий, в виде тех или иных аватаров (воплощений) – рыбы, черепахи, вепря, Рамы, Кришны, Гаутамы Будды и других.

Таким образом, реальный мир имеет природу сновидения, и потому является всего лишь великой космической иллюзией (Майей). Сознание всех живых существ через бесконечную цепь перерождений оказывается вовлечено в эту божественную игру – Лилу. Исходя из этого, задачей любого человека является понимание иллюзорной природы бытия, освобождение от оков Майи и, в конечном итоге, пробуждение и выход из круговорота реинкарнаций.

Изображение
Маха-Вишну покоится на водах Причинного Океана


Данная концепция получила дальнейшее развитие в философии буддизма, в особенности в тибетской традиции Ваджраяны. Согласно буддийским представлениям, окружающий мир, который мы привыкли считать реальным, в действительности находятся лишь в нашем воображении и ограничен представлениями нашего ума. С целью выхода из колеса кармических перерождений и достижения просветления, а также избавления от привязанностей этого мира, рекомендуются специальные взаимосвязанные и взаимодополняющие практики.

Например, "Тибетская йога сна и сновидений" содержит описание техник, позволяющих сохранить осознанность во время сна через созерцание и отслеживание возникающих иллюзорных образов. При этом достигается непрерывность процесса осознания, как во сне, так и наяву. Йога сна органично дополняется учением, изложенным в так называемой "Тибетской книге мертвых" о сохранении осознанности во время наступления смерти через практики, выполняемые в промежуточном состоянии сознания (бардо).


4. Авраамические религии
Чудеса измененных состояний сознания начинаются уже с первых страниц Библии в описании создания женщины из ребра мужчины: "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию" (Бытие 2:21).

Древние иудеи считали, что пророческие сны - это прямой разговор с Богом, который инспирировал сновидения, чтобы сделать жизнь людей более праведной и наполненной. Так, Бог говорит людям: "Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним" (Числа 12:6).

В Библии приводится эпизод из жизни Иосифа, проданного в египетское рабство. Будучи по наговору заключен в темницу, там он толкует сны виночерпию и хлебодару, которые провинились перед фараоном. Виночерпий рассказывает Иосифу о приснившейся ему виноградной лозе с тремя ветками. Лоза растет, покрывается цветками и созревает. Виночерпий держит в руках чашу, выжимает в нее ягоды и подает фараону. Иосиф отвечает, что три ветки – это три дня, через которые фараон восстановит его в должности. Хлебодар тоже рассказывает свой сон, в котором на его голове стоят три плетеные корзины. В верхней корзине лежит хлеб, и птицы клюют его. Иосиф сообщает, что через три дня ему отрубят голову, тело повесят на дереве, и птицы будут клевать его плоть. Все произошло именно так.

Через два года фараон, прослышавший о сновидце Иосифе от главного виночерпия, призвал его, все еще томившегося в темнице, к себе для толкования снов. Фараон видит себя стоящим у реки, из которой вышли семь тучных коров и стали пастись в прибрежном тростинке. После них вышли из реки семь тощих коров и съели тучных. Фараон проснулся. Заснув опять, он увидел, что на одном стебле поднялись семь колосьев тучных и хороших, за ними выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь тучных и хороших.

Изображение
Иосиф истолковывает сны виночерпию и хлебодару


Иосиф дал следующее объяснение фараону. Семь тучных коров - это семь лет изобилия; семь тощих – семь лет голода. Сон повторился дважды, значит это истинное слово божье. После чего мудрый Иосиф сказал фараону следующее: "Да усмотрит фараон в земле египетской мужа разумного и мудрого и поставит над землей Египетской и повелит надзирателям семь лет изобилия забирать пятую часть урожая для корма в семь голодных лет". Фараон, естественно, усмотрел такого мужа в самом Иосифе.

В Талмуде существует подробно разработанная теория сновидений. Например, рабби Хисда (III век н.э.) говорил: "Всякое сновидение имеет смысл, кроме тех, которые вызваны голодом. Неразгаданный сон подобен нераспечатанному письму". В Талмуде также содержится интерпретация символов. Рабби Иоханан (I век н.э.) говорил: "Есть три вида сновидений, которые сбываются: сны, приснившиеся утром; сны, в которых человек снится кому-то другому; и сны, которые истолковываются в другом сне. Некоторые полагают, что повторяющиеся сны, тоже из тех, которые сбываются".

В исламской культуре пророк Мохаммед всегда придавал огромное значение своим снам и призывал последователей делиться сновидениями с ним. Считается, что большая часть Корана записана с его слов, услышанных им во сне от ангела Джабраила.

В странах арабского Востока сновидения делят на три группы. Во‑первых, есть сны, которые происходят от высших духовных сил. Они предупреждают, дают защиту или являются откровением о грядущих событиях. Такие сны, приснившиеся обычным людям, нуждаются в объяснении сведущим лицом, поскольку они становятся явью согласно первому сделанному толкованию. Только избранные могут понимать их значение напрямую.

Следующий тип сна – это обычные сновидения, они вызываются беспокойством, переживаниями дневного времени и не подлежат толкованию. Устрашающие же видения, а также сюжеты с погонями и катастрофами относятся к снам от демонов, и их принято никому не рассказывать, дабы не навлечь беду.

Изображение


Согласно учению о снах, переданному через самого пророка Мохаммеда, не рекомендуется спать во время восхода и заката солнца, но можно совершить кратковременный отдых после обеда. Засыпать следует на правом боку и, если нет подушки, использовать правую руку вместо нее, подложив ладонь под щеку. Сон на животе считается неугодным Аллаху и вредным для здоровья, потому что оказывает давление на сердце и желудок, а также противоречит правилам приличия. Во время сна мышцы расслабляются, но душа и стук сердца должны бодрствовать и непрерывно поминать Всевышнего. Именно так, как считается, спал сам пророк, и эта техника сохранения осознанности сравнима с практикой тибетской йоги сновидений, в которой для этих целей используются мантры и сосредоточение на области сердца, откуда и происходят видения во снах.

В Исламе существует особая техника, именуемая истихара («поиск блага в деле»). Она использовалась для того, чтобы во сне получать ответ на интересующий вопрос. Это ритуал, включающий, в том числе, и молитву, имеет целью поиск руководства высших сил при наличии проблемы, не имеющей очевидного решения.

Если говорить о раннем христианстве, то в целом можно сказать, что оно было настроено недоброжелательно по отношению к практике истолкования сновидений, хотя и признает, что существуют истинные видения наивысшего ранга, в которых можно получить подлинные картины будущего. Они даются великим святым и мученикам. Простых же людей Церковь старалась отвратить от практики истолкования снов.

Поместный Собор, состоявшийся в Анкире в 314 году, принял Канон, который гласил: "Те же, кто сохраняет языческие привычки и соблюдает указания авгуров или ауспиков, гадателей по сновидениям или иных прорицателей, или же приводит в дом к себе людей, дабы просить их предсказать будущее с помощью колдовского искусства, присуждаются к исповеди и пятилетнему покаянию".

Испытывая недоверие к сновидениям, церковь попыталась упорядочить практику их истолкования, выделив две категории привилегированных сновидцев, которые имели право и возможность видеть истинные, пророческие сны: первая – это монархи, вторая - святые праведники.

В целом можно сказать, что раннехристианская традиция типологии сновидений к трем источникам сна, - человек (чувственные сны), Бог (откровения), дьявол (наваждения), – добавила категорию смешанных сновидений, чем еще более затруднила ориентацию своих последователей в оценке сновидений. Святой Августин (IV век н.э.) говорил о том, что внутреннее чутье, проникающее в суть слов и видений, позволяет отличать наваждение от откровений.

Изображение
Святой Августин


Синезий Киренский (IV век н.э.) - христианский богослов, философ, представитель Александрийской школы неоплатонизма, был автором трактата "О снах" - одной из лучших работ на эту тему, которые были написаны учителями церкви. Синезий считал сновидения чрезвычайно важным источником в постижении человека. Он верил, что сны могут возвысить человеческий дух до самых высоких сфер, чтобы там обрести истинное понимание тайн мироздания. Синезий допускал, что сны могут быть использованы для предсказания будущего, хотя и предостерегал против чрезмерного и слепого доверия к различного рода сонникам, поскольку каждый человек – существо совершенно уникальное. Помимо этого, Синезий советовал вести личный дневник - так называемую «ночную книгу», в который аккуратно и своевременно записывать свои сны.


5. Европейская традиция и психоанализ
В западной цивилизации на протяжении многих веков отношение к сновидениям в значительной степени было обусловлено античной традицией.

Изображение
Френсис Бэкон


Френсис Бэкон (XVI век н.э.) считал, что во сне внутренние органические возбуждения проецируются на внешний мир.

Томас Гоббс (XVII век н.э.) рассматривал сновидения как продукт воображения спящего. Он полагал, что религии произошли из неумения отличать сны от бодрствования и что вера в пророческий смысл сновидений такое же заблуждение, как вера в колдовство и духов.

Изображение
Томас Гоббс


Декарт (XVII век н.э.) обращал внимание на то, что сновидения не могут вступать в связь ни между собой, ни с содержанием бодрствующего сознания.

Изображение
Рене Декарт


Фридрих Шеллинг (XIX век н.э.), а также его последователи наделяли сновидения мистическим смыслом и рассматривали их как некую форму высшего интуитивного сознания и религиозного откровения.

Изображение
Фридрих Шеллинг


Изображение
Готфрид Лейбниц

И Готфрид Лейбниц (XVIII век н.э.), и Эммануил Кант (XIX век н.э.) – оба полагали, что сон без сновидений невозможен. По мнению Канта, он был бы равносилен прекращению жизни.

Изображение
Эммануил Кант


Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) утверждал, что все без исключения сновидения содержат смысл и что сновидения – важный путь общения человека с самим собой, и нельзя пренебречь их толкованием.

В своем фундаментальном труде "Толкование сновидений" Фрейд предположил, что сновидения имеют явное и скрытое содержание. Явное содержание – это непосредственно то, о чём человек рассказывает, вспоминая свой сон. Скрытое же содержание является исполнением некоторого потаённого желания человека, маскирующегося определенными визуальными картинами с целью обойти цензурные ограничения подсознания, стремящегося подавить это желание.

Толкование сновидений, по Фрейду, заключается в следующем. В соответствии с методом свободных ассоциаций необходимо отыскивать к каждым отдельным частям сновидений определенные замещающие представления, открывающие путь к истинному (но скрытому) содержанию сна. Благодаря толкованию фрагментов сновидения воссоздается его общий смысл. Процесс толкования, таким образом, представляет собой «перевод» явного содержания сна в те тайные мысли, которые его инициировали.

Изображение
Зигмунд Фрейд


Фрейд высказал мнение, согласно которому образы, воспринимаемые сновидцем, являются результатом работы подсознания, выражающейся в смещении (несущественные представления обретают высокую ценность, изначально присущую другому явлению), сгущении (в одном представлении совпадает множество значений, образуемых через ассоциативные цепочки) и замещении (замена конкретных мыслей символами и образами), которые превращают скрытое содержание сновидения в явное. Мысли человека трансформируются в определённые образы и символы, далее эти образы преобразуются в некоторое осмысленное содержание, и появляется сюжет сна.

Карл Густав Юнг (1875-1961) не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, что сновидения являются «потаённым шифром», кодирующим запретные импульсы подсознательных влечений. Он считал, что материал, подавляемый сознанием, составляет лишь незначительную часть бессознательного. В рамках дальнейшего развития аналитического психоанализа Юнг предложил теорию о коллективном бессознательном, наполненным общечеловеческими образами (архетипами), символизм которых проявляется, в том числе, через сновидения.

Изображение
Карл Густав Юнг


Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявить лишь личные индивидуальные ассоциации человека, группирующиеся вокруг комплексов, но не позволяет приблизиться к смыслу самого сновидения. Поэтому, в целях толкования сновидений, Юнг призывал сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Следует разбирать, таким образом, каждую деталь сна в отдельности, и лишь затем выявлять подлинную суть сна.

Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый аспект сна трактуется прямолинейно. В субъективном же подходе каждый элемент сновидения представляет аспект самого сновидца.

Юнг подчёркивал важность контекста в понимании сновидения и предостерегал от слепого приписывания символам сна определенных значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Символы должны исследоваться как источники индивидуального значения для человека, а не сводиться к предопределённым концепциям.


6. Современные исследования
Термин "осознанное сновидение" (lucid dreaming) ввел голландский писатель, психиатр и мистик Фредерик ван Эйден (1860-1932), считавший теорию Фрейда о сновидениях «психозом психиатров». Ван Эйден настаивал на возможности сохранения полной памяти в сновидениях и волевого контроля над ними и тем самым впервые привлек внимание западного читателя к изучению феномена осознанных сновидений.

Изображение
Фредерик ван Эйден


Ван Эйден разработал свою теорию и выделил 9 типов сновидений, основные из которых – ложные, демонические и осознанные. По его мнению, жизнь в сновидениях не менее реальна, чем в бодрствовании, ведь телу сновидения присущи все чувства восприятия: оно не только видит, осязает, слышит, вкушает и обоняет, но и ясно мыслит.

С целью познакомить широкую публику со своими необычными идеями, Фредерик ван Эйден написал роман «Невеста из сновидений», а позднее в журнале парапсихологии вышла его публикация «Исследование сновидений», в которой первостепенное место заняло описание феномена осознанных сновидений.

Ван Эйден интересовался также философией, мистицизмом и спиритизмом, тем не менее, его вклад в исследование сновидений явно недооценен и справедливо заслуживает большего внимания.

Изображение
Стивен Лаберж


Современным лидером в области изучения осознанных сновидений, безусловно, является Стивен Лаберж (1947), американский психофизиолог и основатель Института осознанных сновидений. В своих произведениях он придерживается исключительно научного подхода к исследованию и является активным сторонником использования специальных приборов (майнд-машин), способствующих повышению уровня осознанности во сне.

Новую волну мирового интереса к осознанным сновидениям вызвало творчество Карлоса Кастанеды (1925-1998), который детально поведал о процессе своего обучения у дона Хуана, шамана из индейского племени яки.

Вообще, описанию сновиденных техник в большей или меньшей степени уделено внимание во всех произведениях Кастанеды, однако наибольшую ценность представляет книга «Искусство Сновидения» («The Art of Dreaming»), которая сразу после публикации в 1993 году превратилась в путеводную звезду для многих практикующих сновидцев.

Изображение
Карлос Кастанеда


При этом любопытно, что Карлос Кастанеда никогда не употреблялось словосочетание "lucid dreaming". Более того - сам Кастанеда критически высказался о феномене осознанных сновидений, считая их искусственным порождением человеческого разума. Дело в том, что конечной целью концепции "Пути воина", изложенного в произведениях Кастанеды, является абсолютная свобода и выход за пределы привычного восприятия к постижению абсолютной реальности. Любое сновидение в данном контексте, – в том числе и осознанное, – это всего лишь еще один способ восприятия окружающего мира, который также нуждается в преодолении.

В последующие годы развивающийся жанр литературы «Нью Эйдж» сделал тему осознанных сновидений доступной для многих читателей. Они преподносились как новое духовное учение, но при этом воспринимались большинством скорее как досужее развлечение.

В отличие от этого, в традиционных учениях шаманизма и йоги, из которых Карлосом Кастанедой и другими авторами черпались те или иные практики сохранения контроля над состоянием сна, к сновидениям сохранялось отношение именно как к духовному пути. Следование ему не только давало искателю возможность понять во сне, что это сон, но и пробудиться наяву, познав, что все есть лишь иллюзия…

А на сегодня это все.

До встречи на тропах сновидений!

firedreamer, 2019

_________________
Изображение
Огонь изменяет нас. Воздух движет нами.
Вода формирует нас. Земля исцеляет. Дух ведёт нас.


Изображение
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: