Добро пожаловать на форум!

Насколько мы можем понять, вы еще не зарегистрированы у нас.
Чтобы получить доступ ко всем функциям и разделам форума, просим вас пройти процедуру регистрации.
[ +/- ]



 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
lhasa
 Заголовок сообщения: Буддийский подход к психическим заболеваниям
СообщениеДобавлено: 14 июн 2018, 19:30 
Ведущий раздела
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 июл 2015, 14:00
Предыдущее посещение: Вчера, 21:23
Сообщения: 2722
Откуда: Pribaltika
Интервью с буддийским монахом Ламой Йеше


Изображение


Я родился рядом с Лхасой, столицей Тибета, и получил образование в университете монастыря Сера, одного из трех главных монастырей Лхасы. Там нас учили, как решать проблемы людей – не столько такие, которые возникают при взаимодействии со внешним миром, сколько внутренние, умственные проблемы, с которыми мы все сталкиваемся.

Вот этому я и учился – буддистской психологии, способам лечить психические заболевания.

Под психическим заболеванием я подразумеваю такой ум, который не видит ясно реальность. Ум, который преувеличивает или преуменьшает качества человека или вещи, которые он воспринимает, и который этим постоянно вызывает проблемы.

На Западе такое состояние ума не считается психическим заболеванием, но интерпретация западной психологии слишком узкая. Если какой-то человек сильно эмоционально расшатан, то это считается проблемой. Но если кто-то на фундаментальном уровне неспособен воспринимать реальность, понимать свою собственную природу, то это проблемой не считают. Незнание отношения вашего ума к объектам реальности – это огромная проблема.

Вопрос из зала: Лама Йеше, как вы проводите лечение психических заболеваний? Как вы помогаете людям с такими болезнями?

Лама Йеше: О, да, прекрасный вопрос. Мой способ лечения психической болезни – это позволить человеку самому проанализировать сущность проблемы. Я стараюсь показать ему настоящую природу его сознания, чтобы он сам своим умом смог понять свои же проблемы. Я не верю, что я могу решить его проблемы, просто немного поговорив с ним. После этого он может почувствовать себя лучше, но это очень короткое облегчение. Корни его проблем уходят глубоко в его сознание, и пока они там, меняющиеся обстоятельства жизни будут провоцировать все больше проблем.

Мой метод – дать человеку возможность проверять свой ум, чтобы постепенно понимать его истинную природу. У меня был такой опыт: одному человеку я дал небольшой совет, и он решил: «О, отлично! Моя проблема решена. Лама Йеше ее решил всего несколькими словами». Но это неправда. Тот человек просто это придумал. Нельзя понять свои умственные проблемы, не став самому себе психологом. Другого пути нет.

Вопрос: Как вы помогаете людям понимать их проблемы? Как вы действуете?


Лама Йеше: Я стараюсь показать им психологический аспект в их собственной природе и научить их проверять свой ум. Если они научились этому, то могут разбирать и решать свои проблемы. Этому подходу я и учу.

Вопрос: В чем именно состоит метод, которому вы учите, который позволяет взглянуть на истинную природу ума?

Лама Йеше: В общем, это вид проверяющей, или же аналитической, знания-мудрости.

Вопрос: Это вид медитации?

Лама Йеше: Да, аналитическая, или проверяющая, медитация.

Вопрос: Как вы это делаете? Как вы учите кого-то проверять свой ум?


Лама Йеше: Приведу пример. Скажем, я положительно к кому-то отношусь. Тогда я спрашиваю себя: «Почему у меня хорошее отношение к этому человеку? Откуда у меня такие чувства?» Изучив этот вопрос, я могу обнаружить, что это так просто потому, что этот человек однажды хорошо ко мне отнесся, или же обнаружится какая-то другая маленькая и нелогичная причина. «Я люблю его, потому что он сделал то-то и то-то». И если я к кому-то плохо отношусь, то это означает то же самое. Какой-то человек мне не нравится, потому что он сделал то-то и то-то.

Но если вы взглянете глубже, пытаясь понять, правда ли такие хорошие или плохие качества существуют внутри человека, то вы увидите, что различение друзей и врагов основывается на очень поверхностном, нелогичном мышлении. Вы основываете свои суждения на незначительных качествах, а не на всей полноте существа этого человека. Вы наклеиваете на качества человека ярлыки, «хорошее» или «плохое». Это может, например, быть что-то, что человек сказал или сделал. И затем вы совершенно несоразмерно преувеличиваете эти качества. Затем вы оказываетесь взволнованы тем, как сами же воспринимаете этого человека.

Благодаря проверке ума, вы можете увидеть, что нет смысла в том различении, которое вы проводите; оно только делает вас скованным, встревоженным и страдающим. Такой вид проверки анализирует не другого человека, а ваш собственный ум, чтобы вы увидели свои переживания и поняли, какой вид различающего ума приводит к таким переживаниям. Этот аналитический подход существенно отличается от западного подхода, который слишком фокусируется на внешних факторах и недостаточно на том, какую роль в жизни людей играет ум.

Вопрос: То есть вы утверждаете, что проблема больше в самом человеке, и не соглашаетесь с мнением, что нездоровыми людей делает общество, так?


Лама Йеше: Да. Я, к примеру, встречался со многими западными людьми, у которых были проблемы, связанные с общественной жизнью. Они недовольны обществом, своими родителями, всем на свете. Но когда они понимают психологию, которой я учу, они думают: «Какая нелепость! Я всегда обвинял во всем общество, а настоящая проблема все время была во мне самом». После этого они становятся вежливыми и учтивыми, уважают общество, родителей, учителей и всех людей. Нельзя винить общество в своих проблемах.

Вопрос: Почему люди путают эти вещи?

Лама Йеше: Потому что они не знают свою настоящую природу. Их окружение, господствующие в обществе идеи и философии могут способствовать проблемам, но главным образом их причины в нашем сознании. Конечно, то, как организовано общество, может угнетать кого- то, но обычно такие проблемы незначительны. К сожалению, люди часто преувеличивают их, и от этого им становится грустно. Так устроено общество. Но любой, кто считает, что мир может обойтись без общества, просто фантазирует.

Вопрос: Лама, что вы называете «океаном» человеческой природы?

Лама Йеше: Когда я использую это выражение, я имею в виду, что проблемы людей – как океан, а мы видим только волны на его поверхности. Мы не видим, что находится под этими волнами. «Так! У меня есть проблема с этим человеком. А если я от него избавлюсь, то решу свою проблему». Это все равно что изучать электрические приборы, не понимая, что в действие их приводит электричество.

Вопрос: Какие проблемы находятся под этими волнами?

Лама Йеше: Неудовлетворенность. Неудовлетворенный ум – это фундаментальный элемент природы человека. Мы неудовлетворены самими собой; нас не может удовлетворить и внешний мир. Эта неудовлетворенность – как океан.

Вопрос: Вы говорите, что по сути у всех одни и те же проблемы, так?


Лама Йеше: Да, правильно. На Востоке, на Западе – по сути, везде все одно и то же. Но на Западе нужно, чтобы человека поместили в психиатрическую клинику, чтобы его признали больным. Для нас это слишком поверхностно. Согласно психологии учения Будды и опыту лам, суть психической болезни более глубокая, чем только явное выражение ее симптомов.

Пока океан неудовлетворенности остается внутри вас, малейшие изменения в среде, в которой вы находитесь, могут спровоцировать новые проблемы. По нашему мнению, даже возможность возникновения таких проблем в будущем уже значит, что ум нездоров.

Все мы здесь по своей сути одинаковы в том смысле, что наши умы неудовлетворены. Поэтому даже небольшие изменения внешних обстоятельств может привести к болезни. Почему? Потому что основа проблемы внутри нашего ума. Важно вырвать с корнем главную проблему, а не тратить время на борьбу с поверхностными эмоциональными расстройствами. Последний подход не прекратит поток проблем, а только приведет к тому, что на месте старых проблем возникнут новые.

Вопрос: Моя основная проблема такая же, как у других людей?


Лама Йеше: Да, у всех главная проблема называется одинаково – «неведение», непонимание природы неудовлетворенного сознания. Пока ваш ум таков, вы в одной лодке со всеми остальными. Эта неспособность видеть реальность – не исключительно западная или исключительно восточная проблема. Это общая человеческая проблема.

Вопрос: Значит, основная проблема – незнание природы ума?

Лама Йеше: Да, правильно.

Вопрос: А ум у всех имеет одну природу?

Лама Йеше: Да, одну.

Вопрос: Лама, как я понял, вы говорите, что основная проблема в том, что люди теряют связь со своей истинной природой. Как мы теряем эту связь? Почему так происходит?

Лама Йеше: Одна причина в том, что мы заняты тем, что происходит вне нас. Мы так заняты тем, что происходит в мире чувственных восприятий, что не обращаем внимания на то, что происходит у нас в уме. Мы никогда не спрашиваем, почему мир чувств такой интересный, почему вещи кажутся такими, какими они кажутся, почему мы реагируем на них определенным образом.

Я не говорю, что мы должны игнорировать внешний мир, но стоит тратить хотя бы столько же усилий на анализирование наших взаимоотношений с ним. Если мы сможем осмыслить природу и субъекта, и объекта, тогда мы действительно сможем прекратить наши проблемы. Вы можете находить, что в материальном смысле ваша жизнь превосходна, но все же задаваться вопросом: «Меня действительно все это удовлетворяет? Это все, что есть?»

Тогда вы можете проверить свой ум: «Откуда на самом деле происходит удовлетворение?» Если вы поймете, что удовлетворение не зависит только от внешних вещей, то получите и материальный достаток, и покой в уме.

Вопрос: Лама, решаете ли вы проблемы людей тем, что учите их, как погрузиться в медитацию и отгородить себя от внешнего мира? Ваш способ лечения в этом?

Лама Йеше: Не совсем. Люди должны быть полностью осведомлены и о том, что происходит в их уме, и о том, как их ум реагирует на внешний мир. Какое влияние внешний мир оказывает на них. Нельзя закрыться от внешнего мира. Нужно смотреть ему в лицо. Нужно быть открытым ко всему.

Вопрос: Насколько важно тело для счастья людей?

Лама Йеше: Если вы хотите быть счастливым, то очень важно, чтобы ваше тело было здоровым. Это так из-за тесной связи между вашей нервной системой и сознанием. Раздражение в нервной системе вызывает раздражение в уме; изменения в теле ведут к изменениям в уме. Между ними существует тесная связь.

Вопрос: Какую диету и режим сексуальной жизни нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

Лама Йеше: И то, и другое важно. Конечно, мы все разные, поэтому одна диета не подойдет всем людям. У каждого человека тело имеет привычку к определенной диете, и радикальные изменения могут навредить. Слишком активная сексуальная жизнь тоже может ослабить тело, а это ослабит ум, силу сосредоточения и проникающую мудрость.

Вопрос: Какая сексуальная жизнь слишком активная?

Лама Йеше: Это тоже зависит от человека. Телесные силы у всех разные. Нужно исходить из собственного опыта.

Вопрос: Зачем мы здесь? Какой смысл в нашей жизни?

Лама Йеше: Пока мы привязаны к воспринимаемому миру, мы привязаны к нашим телам, поэтому и должны жить внутри них.

Вопрос: И куда я направляюсь? Я вообще обязан стремиться к чему-то?

Лама Йеше: Да, конечно, у вас нет выбора. Вы непостоянны, поэтому должны изменяться. Вы должны продолжать существование. Ваше тело составлено из четырех переменчивых элементов земли, воды, огня и воздуха. Когда они сбалансированы, вы правильно развиваетесь и остаетесь здоровым. Но если один из элементов перестанет гармонировать с остальными, это вызовет хаос в вашем теле, и ваша жизнь окончится.

Вопрос: И что происходит потом? Мы перерождаемся?

Лама Йеше: Да. Ваш ум , или же сознание, отличен от вашего физического тела, от плоти и крови. Когда вы умираете, вы оставляете свое тело и ум находит новое тело. С безначальных времен мы умирали и перерождались в одном теле за другим. Так мы это понимаем. Согласно психологии учения Будды, на относительном уровне природа ума совершенно отлична от природы физического тела.

Вопрос: Мы живем для того, чтобы постоянно улучшать себя? Вы, когда состаритесь, будете лучше, чем сейчас?

Лама Йеше: Нельзя в этом быть уверенным. Иногда старые люди хуже детей. Это зависит от того, сколько у вас мудрости. Некоторые дети мудрее взрослых. Нужна мудрость, чтобы достигнуть такого прогресса в своей жизни.

Вопрос: Если в этой жизни вы лучше понимаете себя, то будет ли следующая жизнь лучше?

Лама Йеше: Определенно. Чем лучше вы понимаете природу вашего ума в этой жизни, тем лучше будет ваша следующая жизнь. Даже в этой жизни, если вы сегодня хорошо понимаете природу сознания, то в следующем месяце ваши ощущения от жизни будут лучше.

Вопрос: Лама, что означает «нирвана»?

Лама Йеше: «Нирвана» – это санскритское слово, которое значит «свобода» и «освобождение». Внутреннее освобождение. Это значит, что ваше сердце больше не сдерживают неконтролируемый, необузданный, неудовлетворенный ум и привязанности. Когда вы осознаете абсолютную природу вашего ума, то освобождаете себя от пут и можете находить радость, не зависящую от чувственных объектов.

Наши умы связаны путами концепции нашего эго, и чтобы ослабить эти путы, нужно избавиться от эго. Это может показаться вам странным – то, что нужно избавиться от эго. Конечно, на Западе об этом мало говорят. Наоборот, здесь учат развивать эго. Если у вас нет сильного эго, вы теряетесь, вы не человек, вы слабы. Таков взгляд общества.

Но с точки зрения буддистской психологии, концепция эго – наша самая большая проблема, король всех проблем. Другие эмоции – как бы министры, а эго – король. Когда вы преодолеваете эго, то кабинет министров со всеми его заблуждениями исчезает, исчезает взбудораженный и спутанный ум, и вы приобретаете бесконечное, радостное состояние ума.

Его мы называем нирваной, внутренней свободой. Ваш ум больше не сдерживается обусловленностью, не привязан к чему-то, как он привязан к чему-то сейчас.
Сейчас наш ум зависит от внешних явлений, и поэтому когда эти явления приходят в движение, они влияют и на ум. Мы не контролируем ситуацию. Наш ум как животное, которое куда-то тянут веревкой, привязанной к кольцу, продетому через его нос.

Мы не свободны, не независимы. Конечно, мы думаем, что свободны и независимы, но это не так. Внутри мы несвободны. Каждый раз, когда бесконтрольный ум проявляет себя, мы страдаем. Поэтому освобождение значит свобода от внешних условий и ощущение стабильной, бесконечной радости, вместо взлетов и падений нашей привычной жизни. Это и есть нирвана.

Вопрос: Некоторые западные психологи считают, что агрессия – это важная и необходимая часть природы человека. Что злость – это положительная действующая сила, даже несмотря на то, что иногда она приводит к бедам. Что вы думаете о злости и агрессии?

Лама Йеше: Я призываю людей не выражать свою агрессию, не давать ей свободу. Вместо этого я учу людей понимать, из-за чего они злы, что и как вызывает в них злость. Когда вы понимаете такие вещи, ваша злость никак не выражается и как бы съедает саму себя. На Западе некоторые считают, что от злости можно избавиться, выразив ее.

Что она прекращается после того, как проявляется. Но на самом деле в таком случае происходит следующее: вы оставляете в своем уме отпечаток, согласно которому вы снова должны разозлиться. Эффект получается противоположный мнению психологов. Злость как будто ушла, но на самом деле вы аккумулируете ее в своем уме. Отпечатки, которые злость оставляет в уме, только усиливают ваше стремление реагировать на ситуации с еще большей злостью.

Однако когда вы не позволяете агрессии выйти, это не значит, что нужно подавлять ее и сдерживаться. Это тоже опасно. Нужно научиться исследовать глубинную природу злости, агрессии, тревоги и всего, что вас беспокоит. Когда вы глубже рассмотрите природу отрицательной энергии, то увидите, что у нее нет никакой сущности, что это только ваш ум.

Когда ваш умственный настрой меняется, то исчезает и отрицательная энергия: ее поглощает мудрость, которой понятна природа ненависти, злости, агрессии и тому подобного.

Злость происходит от привязанности к чувственным удовольствиям. Проверьте сами. Это замечательная психология, но ее может быть непросто понять. Когда кто-то прикасается к чему-то, к чему вы очень привязаны, то вам не по себе. Привязанность – источник злости.

_________________
"Нет универсальнее рекомендации, чем делать то, что нравится.
Нравится лично тебе."
#ритми
Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: